Наум Шафер
Книги и работы
 Книги и работы << ...
Историко-теоретический журнал =Киноведческие записки=, номер 78, 2006 год
 

Н.Шафер. В поисках еврейского счастья


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

И все же Перец Маркиш не так уж сильно погрешил против правды. Перенесемся в другие регионы необъятного СССР, где жили евреи. Фильм "Искатели счастья" пользовался сказочной популярностью в еврейской среде, в особенности в Одессе... Конечно, можно было бы пуститься в плоские рассуждения о неразгаданном феномене человеческого мышления: мол, при явном несовпадении того, что изображено на экране, и того, что исподволь творилось в жизни, зрители верили в сказку, ибо испокон веку люди привыкли подменять действительное желаемым, а если в чем-то сомневались, то пеняли на самих себя — дескать, нормальный человеческий глаз не всегда в состоянии рассмотреть то, что скрыто, а искусство срывает покров с невидимого и укрупняет его. Можно было бы... Но вот свидетельство коренного одессита Анатолия Козака:

"Вспоминая те времена (30-е довоенные годы), я с удивлением отмечаю, что слова "русский" и "нерусский", "еврей" и "нееврей" в нашем словаре просто отсутствовали. Евреи в моем детском сознании были так же естественны, как все вокруг — море, платаны, Дерибасовская, Ришельевская, горячее средиземноморское лето и сухая, бесснежная, ветреная зима...

В представлении многих людей, чаще всего хворающих антисемитизмом (к сожалению, говоря о евреях, никак нельзя обойтись без упоминания об этой тяжелой, заразной болезни), еврей — это жалкий, немощный, с каплей под носом человечек, которого толкни, и он упадет, лентяй и тунеядец, далекий от физического труда.

Но если бы вы приехали в Одессу 30-х годов, то увидели бы евреев-грузчиков, ломовиков, мясников, рыбаков, слесарей, электромонтеров, каменщиков, паркетчиков, маляров, землекопов, печатников, обувщиков, табачников... О фотографах, парикмахерах, часовщиках, портных и сапожниках и говорить не приходится <...>. В этом городе они были непривычно раскованы, вольны, ничто не заставляло их сутулиться и испугано озираться в ожидании унижений и оскорблений"21.

Надо ли доказывать, что именно одесситы готовы были без всяких сомнений вступить в "ангажементные" отношения с героями "Искателей счастья", потому что считали их своей кровной собственностью? Здесь особой напористостью отличалась детвора... Продолжаю цитировать Анатолия Козака:

"...особый взрыв восторга вызвала в Одессе кинокомедия "Искатели счастья". Одесские евреи были просто потрясены, ошеломлены и, надо признать, польщены сверх меры: на белом экране появился Пиня Копман, "король подтяжек", добродушная старушка тетя Двойра, потешный местечковый увалень Шлема... Боже мой, да это же были люди, которых мы встречали каждый день, наши соседи и даже родственники, те же шустрые деловые евреи, те же добрые еврейские старухи, которые умели готовить и печь всякие вкусности, те же еврейские недотепы...

Мы бредили этой картиной, чуть ли не каждая реплика заучивалась наизусть, как и песни Исаака Дунаевского...

В разгар этого восторга на одесскую киностудию занесло московского киноактера Бий-Бродского, исполнившего в "Искателях" роль Шлемы.

Что тут поднялось! Поклонники преследовали его повсюду, доставали, находили, где бы он ни был.

Однажды ватага одесских пацанов настигла его на Дерибасовской. До сих пор помню, как этот рослый, очень полный человек трусцой улепетывает мимо зеркальных витрин кондитерской, что на первом этаже старинной гостиницы "Московская", а мы, обезумев от счастья, что вот он, живой герой обожаемого фильма, перед нами, скандируем на всю улицу: "Шлее-ма! Шлее-ма!"<...>

Много лет спустя я встретил артиста в Московском Доме кино, старого, исхудавшего, с трясущимися руками, и мгновенно всплыли перед мысленным взором далекие одесские годы...

Увы, сегодня Одесса уже не та"22.

Поток излияний по поводу достоверности коллизий и человеческих характеров, увиденных на экране, не нуждается в дальнейших комментариях. Но выносливость фильма обнаружилась по-настоящему лишь после свержения советской власти, когда ошалевшие демократы попытались полностью дезавуировать лучшие достижения кино прошлых лет. И тут Останкинское телевидение проявило истинное благородство. 18 сентября 1994 года, в разгар "переоценки ценностей", оно не просто показало фильм "Искатели счастья", но и организовало его обсуждение, которое вел Г.Кузнецов. В дискуссии приняли участие киновед Л.Маматова, историк Т.Красовицкая и критик-публицист А.Мальгин.


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку
на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter

 
Rambler's Top100
Система Orphus
Counter CO.KZ: счетчик посещений страниц - бесплатно и на любой вкус © 2004-2018 Наум Шафер, Павлодар, Казахстан