- Я говорю не об этом. Я говорю о национальном характере. Так вот. У румын "Жаворонок" звучит не только виртуозно, но и изящно, аристократично и, я бы даже сказал, с неким психологическим подтекстом. У молдаван же преобладает прежде всего экспрессия, напор, огневой темперамент, без особой тонкой нюансировки, хотя тоже притягательно. В общем, румыны играют аристократичней, молдаване - беспечней и ветренней. Я не хочу сказать, что одно лучше, а другое хуже. Но ведь музыка - это душа и интеллект народа. Не находите ли вы, что по двум приёмам исполнения можно определить менталитет двух народов и специфику их культурной жизни?
Да, было над чем задуматься бедному бессарабцу... Интуитивно я и сам это чувствовал, но объяснить не мог. А вот Брусиловский взял и объяснил. Причём без всяких некорректных выводов, а с одинаковым признанием сущности и духа двух весьма похожих народов.
Наконец-то прощаясь, композитор напомнил:
- Так не забудьте, что я вас психологически подготовил: в воздухе пахнет грозой... А что касается Бориса Григорьевича, то я постараюсь выяснить, с кем он вас перепутал и кому прочитал теоретическую лекцию. - И в предвкушении нового розыгрыша маэстро с удовольствием потёр руки.
Идя на трамвайную остановку, я тоже с удовольствием прихлопывал руками. Выясняйте, выясняйте, Евгений Григорьевич... Конечно, истина в итоге выплывет наружу, и мне, возможно, несдобровать. Но пока суд да дело - неплохо позабавимся. В воздухе пахнет грозой? Плевать! Евреи мы или не евреи? Будем спасаться юмором!