Возможно, не стоило бы писать о просчетах И. Фролова, если бы он не сделал такой претенциозный вывод:
"Песня о Волге" получает в фильме признание и приз чуть ли не как лучшая песня современности. И н е с м о т р я н а о т с у т с т в и е в п е с н е в ы д а ю щ и х с я м у з ы к а л ь н ы х д о с т о и н с т в, это признание не выглядит нелепым. Блеск разработки и инструментовки, самостоятельная одухотворенная и интересная жизнь в фильме и высокая идейная нагрузка приподнимают ее и как бы в о с п о л н я ю т м е л о д и ч е с к и е н е д о с т а т к и"14 (разрядка моя. - Н.Ш.).
Спорить с автором этих строк чрезвычайно трудно, потому что невозможно понять, какую именно песню он "обвиняет" в отсутствии "выдающихся музыкальных достоинств": то ли зажигательную "Молодежную", то ли лирико-эпическую "Песню о Волге", то ли вообще русскую народную песню о Стеньке разине. Но совсем нетрудно заключить, что если даже киноведы "потеряли" знаменитую кинопесню, то главным образом потому, что ее искусственно приспособили под марш, и, преобразившись, она утратила свои первородные качества. Вернемся к фильму. Вторично "Песня о Волге" появляется в нем не так скоро, как полагает И. Фролов. Песня вновь зазвучала лишь тогда, когда прошла почти п о л о в и н а э к р а н н о г о в р е м е н и, отпущенного на весь фильм... Прекрасная лунная ночь на Волге. Стрелка, глубоко огорченная тем, что ее песня не понравилась Алеше Трубышкину, пытается наедине объективно оценить мелодию и понять, в чем прав ее друг. Она одна на палубе парусника. Сидит с поникшей головой. И вот нежно и грустно зазвучали скрипки, аккорды арф как бы стали имитировать всплески волн - это началось вступление. Сосредоточенно вслушиваясь в мелодию и слова, Стрелка медленно, задумчиво поет:
Много песен про Волгу пропето, Но еще не сложили такой...
В ее голосе - затаенная страсть и печаль. Она очарована своей же собственной мелодией и не в состоянии справиться с нахлынувшими чувствами - припев "Красавица народная, как море, полноводная" прерывается у нее возгласом отчаяния: "Почему он считает, что это нехорошо?". Продолжая петь, она стремится охладить свои чувства при помощи рассудка: "Если откинуть самолюбие и трезво вслушаться...". И, с гримасой пренебрежения спев еще одну фразу, делает вывод: "Действительно плохо. Напрасно я его обидела". Но мелодия не сдается. Она уже отделилась от Стрелки, она звучит еще нежней и прекрасней, она тоскует под аккомпанемент скрипок и арф и, подобно чайке, кружит над Волгой.
...Наверное, это самый трогательный эпизод в фильме. Те, кто знают, сколько обид нанесли Дунаевскому недоброжелатели и завистники, отлично чувствуют аллегоричность эпизода, понимают, что это уже не Стрелка, не Дуня Петрова, а сам композитор в союзе с великой Волгой защищает свою музыку от несправедливых нападок15.