Дунаевский стал всенародно известен и любим благодаря кино. Но и благодаря Дунаевскому возникла советская музыкальная кинокомедия, оказавшая влияние на развитие всех массовых музыкальных жанров, в том числе на оперетту. Шостакович, Прокофьев и Дунаевский возвели киномузыку в ранг высочайшего искусства, раз и навсегда покончив с иллюстративностью и "подсобностью". Родилась настоящая музыкальная драматургия фильма, повлекшая переворот в художественных взглядах на киномузыку.
Что же касается музыкальной кинокомедии, то приоритет в этой области принадлежит исключительно одному Дунаевскому. Популярный тезис - "Дунаевский - о д и н и з т в о р ц о в советской музыкальной кинокомедии" можно признать правильным лишь при одном условии: если, кроме композитора, иметь в виду и кинорежиссера Григория Александрова, образовавшего с ним творческий союз. Другого же композитора, работавшего тогда в области музыкальной кинокомедии, назвать трудно. Начиная с 1934 года и вплоть до первых дней войны на экране безраздельно царил И.О. Дунаевский: "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга", "Девушка спешит на свидание", "Вратарь", "Искатели счастья", "Богатая невеста", "Моя любовь", "Светлый путь" - вот далеко не полный перечень фильмов с его музыкой, фильмов, заложивших основы отечественной кинооперетты.
Этим фильмам предшествовала "Гармонь" Игоря Савченко с музыкой Сергея Потоцкого. Но "Гармонь" не сделала "погоды" в кинокомедии именно по вине композитора - механическое использование интонаций народных песен привело к абсолютной бесцветности музыкального языка: ни одна из многочисленных мелодий, несмотря на "легкость" и общедоступность, не запомнилась слушателям...
В конце 30-х годов появились кинокомедии с музыкой других авторов - например, "Трактористы", "Девушка с характером", в которых прозвучали замечательные песни братьев Покрасс. Тогда же родились и лучшие кинопесни Никиты Богословского! Но, как известно, музыкальная кинокомедия и кинокомедия с музыкой - это разные вещи: в первом случае ведущая роль принадлежит музыкальной драматургии, во втором - музыка носит вставной характер, и какими бы высокими художественными качествами она ни обладала, ее можно изъять из фильма без особого ущерба для него. Даже великолепная музыка Дмитрия Кабалевского к кинофильму "Антон Иванович сердится" имела вставной характер... Пожалуй, первый фильм, который стал в один ряд с лучшими творениями Дунаевского и обогатил нашу кинокомедию новыми качествами - это кинооперетта Тихона Хренникова "Свинарка и пастух" (режиссер И. Пырьев), которая вышла на экраны в первые месяцы войны.
Вообще после Дунаевского киномузыка уже "стыдилась" быть прикладной, и в этом - главная заслуга композитора. Сам же он не только стал равноправным соавтором сценариста и режиссера, но порой и превосходил их. "И как знать, имели бы мои фильмы успех, если бы не встреча с композитором Дунаевским и поэтом Лебедевым-Кумачом", - признался Григорий Александров1. "Пройдут десятки лет, - сказал Иван Пырьев. - Наши кинофильмы состарятся, износятся, исчезнут. Но лучшие песни Дунаевского будут жить и жить. Они навсегда войдут в народ, станут его фольклором..."2.
Нужны ли еще другие слова и более веские доказательства, если выдающиеся кинорежиссеры именно в музыке видят главное достоинство своих фильмов?
Несмотря на известный отпечаток старомодности, фильмы с музыкой Дунаевского до сих пор смотрятся с большим увлечением. Вернее, как совсем недавно сказал Борис Александров, эти фильмы живут и не уступают фильмам нынешним б л а г о д а р я музыке3.
На фоне этих высказываний отчетливей замечаешь пуризм некоторых радио- и телепередач, в которых вечно молодая Любовь Орлова насильственно отделена от Дунаевского, хотя и поет в них его песни. Здесь к месту напомнить, что С.М.Эйзенштейн называл Дунаевского и Григория Александрова "орловскими рысаками". Это та самая шутка, в которой большая - очень большая! - доля правды...