Разговор о своеобразии творчества Дунаевского немыслим без напоминания о том, что характерные качества его стиля в значительной степени формировались под воздействием фольклора. Тем более что пока по-прежнему нет специальной исследования о музыкальных истоках творчества композитора о его постоянном тяготении к русскому мелосу. А ведь на протяжении всего своего пути композитор обращался к фольклору и других народов СССР. Он был убежден, что простота и выразительность музыкального языка народной песни - это творческий ориентир для каждого композитора-песенника. В трудные годы войны, возглавляя Военную комиссию Союза советских композиторов, Дунаевский из общего потока песен, создаваемы его коллегами, особо выделял те, которые носили явно выраженный национальный характер. Говоря о необходимости "ближе ознакомиться с песенным творчеством композиторов братских национальных республик", он так формулировал основную задачу: "Короче говоря, Военной комиссии следует отказаться от московских масштабов и стать творческим штабом всесоюзного охвата"16.
Рассмотрим же (хотя бы в обзорном порядке), как, ставя конкретные творческие задачи перед своими коллегами, Дунаевский в первую очередь сам пытался решать их на различна этапах своей композиторской деятельности.