Наум Шафер
Книги и работы
 Книги и работы << Наум Шафер. День Брусиловского << ...
Наум Шафер. День Брусиловского. Мемуарный роман

Наум Шафер. День Брусиловского

История создания восьмой оперы


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

"Я уже оканчивал огромный клавир "Амангельды", а Мукан в основном заканчивал подбор народных песен для "Биржана". Иногда он приносил первые опыты клавира, которые я в его присутствии приводил в порядок. Я не считал, что мы делаем шедевр, предполагая, что работа Мукана над "Биржаном" не более чем проба оперы, а в дальнейшем, обладая уже некоторым опытом, он сам напишет свою следующую новую оперу. Поэтому все мои переделки в клавире, особенно в первом акте, я делал нарочно при нём, чтобы он, сидя рядом, смотрел и учился, понимая, как это делается, при этом я и не пытался искать новые приёмы изложениям пользовался раньше найденными фактурными приёмами из старых опер - "Ер-Таргына", "Айман-Шолпан" и особенно из "Алтын астык". Таким образом, мне пришлось пройти весь клавир первого акта, досочиняя или редактируя намётки Мукана, и ещё кое-что в других актах, в частности, в финале".

Забегая вперёд, скажу: разумеется, после разрыва с Брусиловским, Мукан Тулебаев больше никаких опер не создавал. И это понятно. Не так-то просто можно было найти дурака, который бы без всякой оплаты, а вдохновлённый лишь одним девизом "Играй, гармонь!", стал бы не только редактировать, но и досочинять за ловкача. Что же касается Брусиловского, то он и сам не замечал, что любуется не столько композиторским талантом Тулебаева, сколько его завидным умением (он не обременял себя труднейшими путешествиями по аулам, как А.В.Затаевич) здесь же, в Алма-Ате с лёгкостью добывать нужный музыкальный материал:

"Отличных результатов добился Мукан с подбором песен. Это была огромная, просто решающая удача - встретиться с Касымжаном Бабаковым, выдающимся знатоком акмолинской, павлодарской, каркаралинской и баянаульской народных песен, и с замечательным певцом и знатоком восточно-казахстанской песни (в частности, песен Жаяу-Мусы) Жусупбеком Елебековым. Великолепные варианты песен Биржана, сообщённые Бабаковым, определили звучание и красоту музыки оперы целиком. Хоровые эпизоды первого акта, построенные на песнях Жаяу-Мусы, эмоционально украсили весь первый акт, придав ему ярко-оптимистический, народный характер."

Как же развивались события дальше? Когда клавир оперы "Биржан и Сара" оказался полностью законченным, он был предварительно прослушан в театре имени Абая и вызвал довольно сдержанную реакцию. Тулебаева лишь формально сухо поздравили, и Брусиловский это объяснил тем, что новоиспечённого автора здесь никто не знал: творческий коллектив был недоволен, что в его среду вторгся невесть откуда взявшийся чужак, однако было высказано пожелание, чтобы опера обросла танцевальными номерами - тогда она приобретёт более зрелищный вид.

И Брусиловский принялся досочинять танцевальные сцены. Тут на помощь к нему присоединился приехавший из Москвы Григорий Арнольдович Столяров, который некоторое время занимал пост главного дирижёра театра имени Абая. (К слову, впоследствии Г.А.Столяров, став главным дирижёром Московского театра оперетты, принял деятельное участие в доведении до конца оперетты внезапно умершего И.О.Дунаевского "Белая акация" и совместно с В.А.Канделаки осуществил её первую постановку).

Итак, консультируясь у Столярова, Брусиловский придал опере "Биржан и Сара" чрезвычайно живописный вид: дописал танцевальные сцены, выровнял всю музыкальную драматургию и сделал блестящую хоровую и оркестровую аранжировку. Спектакль стали готовить самые престижные деятели искусств: режиссёр К.Джандарбеков, дирижёр Г.Столяров, художник А.Ненашев, а главные вокальные партии исполняли Куляш Байсеитова и Анварбек Умбетбаев. И вот 7 ноября 1946 года состоялась премьера. Успех был ошеломляющий. Публика буквально ревела от восторга, беспрестанно вызывая указанного в афише автора и исполнителей. Получилась парадоксальная ситуация: то, что отвергала творческая и партийная элита, с энтузиазмом принял народ. А в те времена народная оценка считалась эталоном объективности.

И тут всё стронулось, всё пошло наперекосяк. Прежде всего спохватилась художественная элита. И Мукана Тулебаева больше других стали превозносить именно те люди, которые прежде его отвергали. Как официального автора оперы "Биржан и Сара" Тулебаева приняли на учёбу в Московскую консерваторию, да ещё в класс маститого Н.Я.Мясковского. Зная характер нашего героя и его виртуозное скольжение по жизненным верхам, трудно предположить, что он проявил особое усердие в учёбе. Но как бы то ни было, в 1951 году он получил диплом об окончании консерватории. Не жалко... Лишь бы не обвинили в великодержавном русском шовинизме. Думается, что Мясковский хорошо был информирован о том, как на свет Божий появилась опера "Биржан и Сара". Ведь он был знаком со Столяровым и общался с ним...


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку
на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Counter CO.KZ: счетчик посещений страниц - бесплатно и на любой вкус © 2004-2022 Наум Шафер, Павлодар, Казахстан