На этом заканчивается первая часть поэмы и начинается вторая - о моих приключениях на Олимпе... И здесь мне хочется сказать вот о чём. Почему в студенческие годы мы с таким азартом втягивались в прошлое, изображая из себя то святых древнерусских старцев, то мифических героев древней Греции, то надменных Печориных Х1Х-го века? Мы тогда не отдавали себе отчёта: вроде бы просто дурачились, потому что бурлила молодая кровь. Теперь я смотрю на это иначе. Это был стихийный неосознанный протест против реальной жизни, в которой мы не находили героев для подражания... Нет, мы хорошо знали героев недавней войны, чтили их (среди студентов были наши старшие товарищи, которые ещё не сняли военные шинели), но в то же время помнили афоризм Лиона Фейхтвангера: "Высшая категория мужества - не военная, а гражданская". До сих пор не могу забыть, как наш сосед по 14-й линии, где мы с Володей снимали квартиру, человек, прошедший всю войну, имевший орден и несколько медалей, стоял навытяжку перед ничтожным управдомом и жалко оправдывался за какой-то пустяк... Не совсем осознавая, что делаем, мы с Володей в принципе занимались аутотренингом, психологически настраивая себя на очищение организма от скверны. Мы пытались вырваться из плена теоретической бессовестности официальных лекторов, стремившихся узаконить догматический произвол в быту. Именно на лекциях по марксизму-ленинизму (хотя их читали и порядочные люди, тоже одурманенные официальными постулатами) выворачивалось наизнанку достоинство свободного человека, о котором когда-то убедительно и красиво писали Маркс, Энгельс, Ленин. Именно на этих лекциях выхолащивалась живая душа учения вышеназванных философов-социалистов, в результате чего студенты должны были преклоняться не перед истиной, в перед буквой. И вот одни покорно склонялись перед реалиями дня, а другие рвались в мифическое прошлое. Два стиля хаотического выживания...
При всём своём миролюбивом характере Володя насытил поэму различными сшибками, громыхающими звуками, сверхэкспрессивными действиями персонажей. А на Олимпе он втянул меня в самую настоящую кутерьму. Подлетевший на крыльях Орфей вручил мне арфу. Мне надлежало сыграть свои мелодии перед всесильным Зевсом, восседавшем на божественном троне:
По струнам тут провёл Наум. Раздались звуки. Тихо, нежно Лилась мелодия. Прилежно Зевс слушал и вдруг стал угрюм. Лицо его окаменело, В глазах зажёгся огонёк, Застыло старческое тело И только выговорить мог: "Как чудно!" И опять в мечты, Всплакнув, могучий погрузился. Такого чувства, красоты Никто ещё, как ни трудился, Не мог достичь. За звуком звуки Летели. Плакала струна. Мелькали мастерские руки. Рыдал беззвучно старина...
Сия идиллия прервалась с приходом жены Зевса - Геры, которую громовержец ласково называл Геруськой. Ну, разумеется, она влюбилась в меня с первого взгляда:
... к нему Богиня не спеша подходит И глаз божественных не сводит С него. А Зевсу своему Так говорит: "Как он прекрасен! Как взор его суров и ясен! Ей-ей, наш гадкий Аполлон Ногтя его, мой друг, не стоит. Надеюсь, всё же удостоит Меня своим вниманьем он".
От неожиданности я упал и набил себе шишку. Что же дальше? А дальше уже пошло невообразимое:
Зевс закричал. Эроты, феи Слетелись - кружатся, визжат... У всех от крика вздулись шеи, И стал Олимп, как мрачный ад. В безумстве боги суетятся, Зевс мечет молнии вокруг. Но вот наш закадычный друг Вздохнул и начал подниматься, Потрогал лоб, затем затылок. "Вот шишки, - шепчет про себя, - И дёрнул, чёрт возьми меня. Здесь быть!" - "Мой друг, ты очень пылок!" - Зевс заворчал. - "Пошёл к чертям. Ты, престарелая скотина, Прочь убирайся, образина. Не то - я всем вам здесь задам!" - Вскричал Наум. И в злобе дикой Он арфу чудную схватил И в громовержца запустил. Тот на пол:
Потерявшая стыд Гера, вместо того чтобы помочь мужу, ринулась ко мне:
На шею бросилась, чарует, И обнимает, и целует...
Если придерживаться принципа, что каждый должен знать, о чём он говорит, то Володя, выбрав себе тему по душе, к концу поэмы окончательно запутался и уже не знал, о чём говорить дальше и как выпутаться из своего же собственного сюжета. Не сочинять же третью часть о моих приключениях с Геруськой... И он прибегнул к нехитрому приёму: