Наум Шафер
Книги и работы
 Книги и работы << Михаил Булгаков. Оперные либретто. << ...
Михаил Булгаков. Оперные либретто.

Михаил Булгаков. Оперные либретто.

Н.Шафер. Рашель (комментарии к либретто)


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

В сущности, перед нами пьеса со свободным использованием не только узловых моментов и психологических нюансов рассказа "Мадмуазель Фифи", но и некоторых других рассказов Мопассана, чьими текстами Булгаков пользовался не в переводах, а в оригинале - на французском языке. Обращаясь к Мопассану, либреттист отправлялся прежде всего от своей собственной концепции в трактовке поведения незаурядной человеческой личности, напряженно собирающей духовные силы перед лицом смертельной опасности. И это не удивительно. Как уже отмечалось, работа над "Рашелью" шла у писателя параллельно с работой над завершением великого романа "Мастер и Маргарита".

"Мадмуазель Фифи" относится к циклу новелл Мопассана о франко- прусской войне. Как и в "Пышке", писатель ищет нравственный потенциал и обнаруживает подлинный патриотизм не у респектабельных буржуа и аристократов, а у людей падших, отвергнутых обществом. Вот это стремительное духовное пробуждение падшего человека в процессе мучительного преодоления малодушия и становится лейтмотивом либретто русского драматурга.

Интересно отметить, что, вопреки Мопассану, Булгаков во многом облагораживает командира прусского отряда графа фон Фарльсберга, как бы намекая будущим слушателям, что и среди врагов бывают люди потенциально порядочные: их, правда, портит война, но они стараются не срываться в обстановке вседозволенности. Учитывая, что либреттист приступил к "Рашели" почти за год до заключения советско-германского пакта, нетрудно сделать вывод, что образ Фарльсберга он трансформировал явно в пику эмоциональной атмосфере времени.

Характерное состояние всех прусских офицеров, изображенных в либретто, - изобильная скука. Для Булгакова скука - это признак интеллектуальной неполноценности: человек настолько примитивен, что ему неинтересно побыть наедине с самим собой хотя бы несколько мгновений - лишь внешние раздражители способны заполнить пустоту его существования. И вот в "Рашели" мотив скуки становится неотвратимо властным. Если у Мопассана офицеры преодолевают скуку, занимаясь разрушениями в старинном французском замке Ювиль и развлекаясь с проститутками, то у Булгакова они не преодолевают её даже тогда, когда Рашель убивает маркиза фон Эйрика: погоня за убийцей, обыск у священника Шантавуана - что в сущности всё те же отчаянные попытки "расцветить" унылую и однообразную жизнь каким-нибудь эмоциональным стрессом. Гибель Эйрика - удобный повод для таких попыток...

Кровожадный маркиз фон Эйрик, прозванный за свою кокетливую, приторную внешность "мадмуазель Фифи", наиболее отвратительный из остальных погромщиков. Простреленные старинные зеркала, изрезанные картины - это его активных рук дело. Мопассан фиксирует внимание читателей на такой детали: опорожняя бокалы с вином, офицеры наполняют их снова; мадмуазель же Фифи всякий раз вдребезги разбивает бокал, и солдат, стоящий рядом, моментально подаёт ему новый.

Добросовестно адаптируя подобные моменты, Булгаков в то же время на протяжении всего либретто тщательно затушёвывает ироническое отношение французского писателя к своим соотечественникам. А между тем ирония Мопассана - убийственная. Кюре Шантавуан (которого Булгаков превратил в принципиального и политически стойкого патриота) на самом деле довольно покладист по отношению к немцам: он охотно общается с ними, не прочь распить бутылочку вина или пива с командиром кирасиров Фарльсбергом, а патриотический долг видит в том, чтобы церковный колокол хранил молчание. "На десять лье в округе, - саркастически пишет Мопассан,- все восхваляли твёрдость и геройство аббата Шантавуана, посмевшего утвердить народный траур упорным безмолвием своей церкви"5.

А в чём проявится патриотизм крестьян? Здесь ирония писателя ещё более язвительна: "Вся деревня, воодушевлённая этим сопротивлением, готова была до конца поддерживать своего пастыря, идти на всё: подобный молчаливый протест она считала спасением народной чести. Крестьянам казалось, что они оказали не меньше услуги родине, чем Бельфор и Страсбург, что они подали одинаковый пример патриотизма и имя их деревушки обессмертится; впрочем, помимо этого, они ни в чём не отказывали пруссакам-победителям" (с. 11).


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку
на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Counter CO.KZ: счетчик посещений страниц - бесплатно и на любой вкус © 2004-2022 Наум Шафер, Павлодар, Казахстан