Наум Шафер
Книги и работы
 Книги и работы << Н.Шафер. Дунаевский сегодня. << ...
Н.Шафер. Дунаевский сегодня. М.: Сов. композитор, 1988. — 184 с

Н.Шафер. Дунаевский сегодня.

Дунаевский и оперетта


[Следующая]
Стpаницы: | << | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Таким образом, вставные номера являются важнейшими компонентами спектакля, придавая ему открытую идейную устремленность. Например, при каких обстоятельствах звучит в спектакле "Песня о Каховке" из кинофильма "Три товарища"? Перед Павлом Васильевичем возникает задача - отколоть от Распевской и Лысогорова комика Столбова и убедить его в необходимости сыграть роль гробовщика в "Женихах". Напоминая Столбову о том, что они вместе воевали в гражданскую войну, Павел Васильевич прибегает к аллегории: когда орудие застревает в болоте, одни пытаются вытащить его, чтобы снова стрелять по врагу, а другие стараются погрузить орудие поглубже в болото... Вот тут-то и вырастает "Песня о Каховке". Павел Васильевич и Столбов поют ее дуэтом - так же, как пели ее Лацис и Зайцев в кинофильме "Три товарища". В принципе здесь один и тот же композиционный прием: лирическое отступление соотнесено с боевым прошлым друзей, и это боевое прошлое должно стимулировать их в мирной жизни, в минуты душевной слабости. В фильме песня не "спасла" Зайцева от морального падения, а в спектакле она "помогла" Столбову выполнить свой гражданский долг. В структурном плане эпизод из спектакля подсказан соответствующим эпизодом из фильма, и это еще одно доказательство того, что В. Витковскому чужда практика механического использования музыки Дунаевского, что в первую очередь его интересует творческий метод композитора, метод, который мог лечь в основу "сцепления" частей в единое целое.

Эстетическая мысль, объединившая дирижера, режиссера и балетмейстера, чужда прямолинейности. В спектакле есть эпизод, когда Татьяне Ивановне снится "страшный сон": перед ней предстают "наследники" Дунаевского - будущие вокально-инструментальные ансамбли 70-х годов. Один из ансамблей исполняет песенку "Журчат ручьи" из кинофильма "Весна". Но что такое? Ни грохота, ни шума, ни электровизга, ни следа от вульгарно-расхлябистой манеры пения и танца... Молодые люди поют и танцуют темпераментно, динамично, со вкусом, их движения пластичны и выразительны. Полная гармония музыки и внешних выразительных средств... О, это тонкий и в то же время едкий намек. Вместо того чтобы пародировать стиль некоторых разнузданных ВИА наших дней (и тем самым невольно содействовать их пропаганде), авторы спектакля просто показали, каким должен быть современный эстрадный ансамбль...

Некоторые песни, куплеты и арии Дунаевского звучат с иным текстом. И опять-таки это не механическое прилаживание новых слов к старым мелодиям, а творческая работа: здесь налицо взаимообусловленность развития действия и музыкального номера, соответствие нового стихотворного текста (к сожалению, не всегда доработанного) общему настроению музыки. Активная, жизнерадостная мелодия песни "Страна спешит" из кинофильма "Девушка спешит на свидание" весьма удачно преобразилась в трио Володи, Паши и Якова Михайловича: "Пускай никто не пробует напрасно командовать, приказывать...". Весенняя серенада из оперетты "Сын клоуна" стала дуэтом-воспоминанием тети Клавы и Павла Васильевича: "Ты был курносым пареньком..."; лирическая в своей основе, эта серенада вся искрится юмором, поэтому и характер нового текста лирико-юмо-ристический. В спектакле с новым текстом прозвучало популярное танго "Дымок от папиросы", созданное Дунаевским в 20-е годы на стихи Николая Агнивцева и так непохожее на его произведения последующих лет22. Чувствительная мелодия, ставшая арией Татьяны Ивановны, как нельзя лучше характеризует манерность и томность этой неудавшейся актрисы, мечтающей о коленопреклоненных мужчинах, о "тайных свиданьях, встречах и лобзаньях". В общем, ни один заново написанный текст не противоречит характеру старой мелодии, а в некоторых случаях даже позволяет более выразительно нюансировать ее.

Отталкиваясь от идейно-художественных принципов Дунаевского, режиссер, дирижер и балетмейстер не допускают, чтобы узловые моменты спектакля строились без музыки. Как уже было сказано, "Сердце, тебе не хочется покоя" скорее оперетта, нежели музыкальная комедия в расхожем смысле слова. Правда, здесь нет лейтмотивов и сквозного музыкального действия, однако все кульминационные эпизоды музыкально развернуты. И сцена "ареста" Полумесяцева потому так естественна и динамична, что, построенная на мелодическом материале увертюры к кинофильму "Веселые ребята", она обнажает комическую беспомощность горе-администратора и утверждает моральное превосходство его веселых противников.


[Следующая]
Стpаницы: | << | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку
на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Counter CO.KZ: счетчик посещений страниц - бесплатно и на любой вкус © 2004-2022 Наум Шафер, Павлодар, Казахстан