Наум Шафер
Книги и работы
 Книги и работы << Н.Шафер. Дунаевский сегодня. << ...
Н.Шафер. Дунаевский сегодня. М.: Сов. композитор, 1988. — 184 с

Н.Шафер. Дунаевский сегодня.

Дунаевский и оперетта


[Следующая]
Стpаницы: | << | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | >> |

Хочется напомнить, что, присутствуя на репетициях своих оперетт, Дунаевский ревностно следил за тем, чтобы артисты вдумывались в каждое слово текста: с его точки зрения, осмысление текста - гарантия создания целостного музыкально-драматического образа.

Небезынтересен такой случай. А. Чернов-Пэн дал Дунаевскому на просмотр рукопись своей монографии о его жизни и творчестве. В письме к Чернову-Пэну композитор отметил существенный недостаток монографии: "Деятельность в области театральной музыки надо больше осветить и проанализировать с точки зрения прочного установления реалистических принципов музыкального творчества,  а   т а к ж е   с о   с т о р о н ы   э с т е т и ч е с к о г о   е д и н с т в а   м е ж д у   т е к с т о м   и   м у з ы к о й"12 (разрядка моя. - Н.Ш.).

С этих позиций еще резче обозначается тот разрыв между музыкой и текстом, который присущ новому варианту оперетты "Дороги к счастью". Вряд ли Дунаевский предполагал, что его мелодия лирического танго, звучащего теперь со словами "Откровенные соседи", могла бы быть использована для характеристики приземленных чувств каких-то пошляков. Вообще все герои Дунаевского - очень добрые и симпатичные люди, и нарочитое введение отрицательных персонажей (вероятно, с целью оттенения некоторых контрастных моментов в музыке) явно идет во вред оперетте. И вот вместо обаятельного молодого композитора Кости Светлова появляется новый персонаж - композитор-халтурщик Андрей Непринцев. Никак нельзя согласиться, что бывший квартет Верочки, Маруси, Светлова и Котлярского, квартет, овеянный романтическими воспоминаниями персонажей о прежних счастливых днях, теперь передан Алене, Сергею (еще ничего), Лиде и Непринцеву (совершенно недопустимо). Правда, там, где герои поют о Мечте, "операция" как будто получилась удачной. Но ведь в прежнем варианте Маруся с тоской и болью оплакивает свое потерянное счастье, а в новом варианте Алена поет о том, что она, наконец,  н а ш л а  свое счастье. Еще один печальный пример того, когда все ставится с ног на голову без всякого учета эмоционального настроя музыки. Как тут не вспомнить слова Дунаевского из его письма к М. Янковскому: "Переделка - это прежде всего устранение недостатков, а не замена одних недостатков другими"13.

Искусственное введение в "Золотую долину" и в "Дороги к счастью" отрицательных персонажей (клеветников, завистников, халтурщиков) искажает эмоционально-смысловые акценты музыки Дунаевского. Все персонажи этих двух оперетт добры, чисты и благородны. Вообще Дунаевский крайне редко прибегал к "разоблачительным" музыкальным характеристикам. Он скорее сатирически высмеивал, нежели "разоблачал" (Регина де Сан-Клу в "Вольном ветре", Лариса и Яшка в "Белой акации"). Вот почему такая зловещая фигура, как Георг Стан - один из главных персонажей "Вольного ветра", вообще остался без музыкальной характеристики.

Конечно, не все плохо в новом варианте оперетты "Дороги к счастью". Можно назвать несколько музыкальных номеров, которые являются редким и приятным исключением в потоке других и которые довольно хорошо слушаются с новым текстом. Хочется сослаться на бывший дуэт Вари и Гриши ("Домик наш утонул в пышной зелени"), который превратился в квартет Алены, Сергея, Игоря и Петро ("По-семейному, в добром согласии"). Можно назвать еще арию Сергея с хором ("Вот пройден, ребята, еще один шаг") - ария не попала в радиоспектакль, записанный на пластинки, но прекрасно прозвучала в телевизионном спектакле. Это - бывшая "Застольная", чье содержание формально не имеет отношения к арии. Однако авторы нового текста в данном случае хорошо уловили общий настрой музыки, и номер удался (тем более что у А.Д' Актиля были такие неуклюжие строчки, как: "А в наши дни, кого ни тронь, вы прямо жжетесь, как огонь" и т.п.). Отлично воспринимается дуэт Алены и Сергея "Озорной ветерок" (бывший дуэт Верочки и Светлова "В вышине голубой"). И пусть Верочка и Светлов воображают, что они прыгают с парашютом, а Алена и Сергей поют свой дуэт, мчась на лыжах, - ив том, и в другом случае музыка удачно сливается со стихами, так как основное здесь - упоение молодостью и счастьем, наслаждение жизнью. И невольно думается: вот ведь, пожалуйста, есть же такие моменты в новой редакции оперетты, которые не только не противоречат характеру музыки, но даже в чем-то и помогают раскрыть ее образное содержание... Но почему этих "музыкальных моментов" так мало?


[Следующая]
Стpаницы: | << | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | >> |

Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку
на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Counter CO.KZ: счетчик посещений страниц - бесплатно и на любой вкус © 2004-2022 Наум Шафер, Павлодар, Казахстан