При всём своём миролюбивом характере Володя насытил поэму различными сшибками, громыхающими звуками, сверхэкспрессивными действиями персонажей. А на Олимпе он втянул меня в самую настоящую кутерьму. Подлетевший на крыльях Орфей вручил мне арфу. Мне надлежало сыграть свои мелодии перед всесильным Зевсом, восседавшим на божественном троне:
По струнам тут провёл Наум. Раздались звуки. Тихо, нежно Лилась мелодия. Прилежно Зевс слушал и вдруг стал угрюм, Лицо его окаменело, В глазах зажёгся огонёк, Застыло старческое тело И только выговорить мог: "Как чудно!" И опять в мечты, Всплакнув, могучий погрузился. Такого чувства, красоты Никто ещё, как ни прудился. Не мог достичь. За звуком звуки Летели. Плакала струна. Мелькали мастерские руки. Рыдал беззвучно старина…
Сия идиллия прервалась с приходом жены Зевса - Геры, которую громовержец ласково называл Геруськой. Ну, разумеется, она влюбилась в меня с первого взгляда:
... к нему Богиня не спеша подходит И глаз божественных не сводит С него. А Зевсу своему Так говорит: "Как он прекрасен! Как взор его суров и ясен! Ей-ей, наш гадкий Аполлон Ногтя его, мой друг, не стоит. Надеюсь, всё же удостоит Меня своим вниманьем он".
От неожиданности я упал и набил себе шишку. Что же дальше? А дальше уже пошло невообразимое:
Зевс закричал. Эроты, феи Слетелись - кружатся, визжат... У всех от крика вздулись шеи, И стал Олимп, как мрачный ад. В безумстве боги суетятся, Зевс мечет молнии вокруг. Но вот наш закадычный друг Вздохнул и начал подниматься Потрогал лоб, затем затылок. "Вот шишки, - шепчет про себя, - И дёрнул, чёрт возьми меня, Здесь быть!" - "Мой друг, ты очень пылок!" - Зевс заворчал. - "Пошёл к чертям, Ты, престарелая скотина, Прочь убирайся, образина, Не то - я всем вам здесь задам!" - Вскричал Наум. И в злобе дикой Он арфу чудную схватил И в громовержца запустил. Тот на пол...
Потерявшая стыд Гера, вместо того чтобы помочь мужу, ринулась ко мне:
На шею бросилась, чарует, И обнимает, и целует...
Если придерживаться принципа, что каждый должен знать, о чём он говорит, то Володя, выбрав себе тему по душе, к концу поэмы окончательно запутался и уже не знал, о чём говорить дальше и как выпутаться из своего же собственного сюжета. Не сочинять же третью часть о моих приключениях с Геруськой... И он прибегнул к нехитрому приёму:
Вдруг грохот. Прочь отбросив мглу, Стрела мелькнула. Пошатнулся Весь замок. Синеватый блеск Всех ослепил. Раздался треск, И... в ужасе Наум проснулся.
Расписавшись под последней строкой, Володя буквально за пять-семь минут набросал выразительный рисунок, который он назвал "Сцена на Олимпе": я стою с жалкой ухмылкой перед стариком Зевсом, величественно сидящим в кресле, а Орфей, размахивая огромными крыльями, подлетает ко мне с арфой в руках.
Композиция, объединяющая трёх персонажей, создаёт впечатление единого действия, но в чём-то напоминает полифоническое письмо: я тут (в принципе очень похожий) вроде бы сам по себе и выгляжу как неуклюжий и стеснительный простачок, который вряд ли мог вызвать слёзы, а затем и ярость у могучего Зевса (о том, что эффектная Гера никак не могла увлечься таким расхлябанным "кирюхой", уже не говорю).
- Ты меня изобразил как бедного родственника, который пришёл на поклон к богатому дядюшке, - такова была моя первоначальная реакция на этот рисунок.
- Исправлюсь, - серьёзно ответил Володя. - Я давно замыслил написать твой портрет. И знаешь, как он будет называться? "Романс Печорина". Всё! С завтрашнего дня ты начинаешь мне позировать.
- Лучше бы ты возобновил работу над либретто. Ведь мы с тобой проблему-то и не сформулировали до конца.
- Нет, сначала я напишу картину "Романс Печорина". Всё равно лучшей мелодии ты не придумаешь. А проблема сформулирована в словах романса. Так куда же нам торопиться?
Забегая вперёд, скажу, что в конечном итоге либретто написал я сам, используя различные стихи Лермонтова, а также стихотворные фрагменты Щербакова и Устинова. Это произошло уже года полтора спустя после описанных событий, когда Володя временно прекратил учёбу в КазГУ, а я отсиживался на показательных уроках в одной из алма-атинских школ, готовясь к педагогической практике. На этих уроках мне было ещё более тягостно, чём на лекциях по марксизму-ленинизму, потому что учителя нарочито демонстрировали нам, студентам, своё методическое мастерство. Тогда-то я и начал строчить либретто - страницу за страницей, спасая себя от саморазрушения и отгораживаясь от тирад типа: "Наметьте краткий план сочинения. А теперь сделайте из него трехчастный с подпунктами. Начали: записываем по порядку черты характера Левинсона. В заключение нужно сделать правильные выводы и обобщения". Вот так убивалась живая ткань литературного произведения. Вот так вызревала у учеников ненависть к классике.