Наум Шафер
Книги и работы
 Книги и работы << Михаил Булгаков. Оперные либретто. << ...
Михаил Булгаков. Оперные либретто.

Михаил Булгаков. Оперные либретто.

Н.Шафер. Черное море (комментарии к либретто)


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Михаил Булгаков.
Черное море.
Либретто оперы в семи картинах.

Впервые опубликовано в книге: Государственная ордена Ленина Библиотека СССР имени В.И.Ленина. Записки отдела рукописей. Выпуск 47. М., 1988. Публикация В.И.Лосева.

Печатается по тексту этого издания со сверкой по рукописи (РГБ, ф.562,к.16,ед.хр.8) и с исправлением неточностей и корректорских погрешностей.

По формальным признакам "Чёрное море" - самое слабое либретто М.А.Булгакова. Искусственность сюжетного действия, пассивность воображения, прямолинейность характеров, банальность языка вроде бы проявляются с первых же двух страниц... Если и ощущается какое-то напряжение (столь знакомое нам по драматургическим шедеврам писателя), то здесь оно связано только с одним: с потугами преодолеть всевозможные идейно-тематические препятствия. Напрашивается вопрос: зачем Булгакову понадобилось создавать неправдоподобное патетическое произведение о взятии Красной Армией Крыма, не испытывая при этом никаких внутренних побуждений? В чём смысл этой литературной работы? И какова цена компромисса между совестью художника и "социальным заказом"?

В либретто, впрочем, есть ряд забавных (если не развлекательных) эпизодов. Они-то нас и настораживают... Да полно, был ли компромисс? Может быть, Булгаков снова предстал перед нами во всём блеске своего мистификаторства? Может быть лишь по формальным признакам "Чёрное море" - самое слабое его либретто?.. Попробуем разобраться.

* * *

9 сентября 1936 года Булгакова навестил композитор Сергей Иванович Потоцкий и попросил "улучшить" либретто С.Городецкого и С.Юдина к его опере "Прорыв", уже шедшей ранее на сцене московского Экспериментального театра. Просьба эта, нужно сказать, была довольно странная. Дело в том, что некоторые музыкальные критики предъявили Потоцкому обвинение в отсутствии классового чутья: дескать, слишком уж кропотливо, подробно и драматически изобразил он страдания белого офицера Андрея Луговинова, проливающего слёзы по поводу запустения помещичьей усадьбы... Непонятно, на что рассчитывал Потоцкий, обратившись к Булгакову. Неужели писатель мог бы увлечься борьбой классов и политических партий? Неужели автор "Белой гвардии" изменил бы самому себе и стал бы шаржировать чувства белого офицера?

Булгаков отказался переделывать либретто под предлогом, что он не привык коллективно трудиться и тем более вмешиваться в чужую работу. Потоцкий попытался "заразить" его своей музыкой - сыграл фрагменты "Прорыва". Но не "заразил", а, напротив, оттолкнул. Почему так случилось, можно судить по короткой выразительной записи в дневнике Елены Сергеевны Булгаковой, сделанной две недели спустя: "Были у Потоцких. Он играл свои вещи. Слабо. Третий сорт"1.

Ненавистник Антона Рубинштейна (Потоцкий не .упускал случая, чтобы где попало поразглагольствовать о "хорошем пианисте и никудышнем композиторе"), он сам был не в состоянии сочинить какие-либо запоминающиеся мелодии. Его фильмы ("Гармонь", "Груня Корнакова", впоследствии "Старинный водевиль" и другие) были буквально пронизаны легкодоступными песенками, но почти ни одна из них - по причине абсолютной безликости - не приживалась в быту... В процессе музыкального оформления кинофильма "Дума про казака Голоту" к нему на помощь пришлось подключить братьев Покрассов, так как у Потоцкого никак не получалась центральная песня на стихи В.И.Лебедева-Кумача, а режиссёру Игорю Савченко очень хотелось, чтобы зрители унесли песню с собой (сняв до этого с Потоцким "Гармонь", он страшно переживал, что полтора десятка песен так и остались замурованными в коробках с кинолентой - публика предпочитала певучие мелодии Дунаевского из "Весёлых ребят", вышедших на экраны одновременно с "Гармонью")... Прошли годы, и жизнь подтвердила бескомпромиссный отзыв Елены Сергеевны о музыке Потоцкого: "Третий сорт". От многочисленных опер, кантат, "колхозных" сюит, фортепианных прелюдий, романсов и песен из кинофильмов в памяти слушателей остались лишь две мелодии: одна из кинофильма "Груня Корнакова" ("Милая, чудесная"), другая - из кинофильма "Иван Никулин - русский матрос" ("На ветвях израненного тополя")... С позиции "вечности", это, наверное, не так уж плохо, тем более, что вторая песня много лет спустя неожиданно оказалась созвучной творчеству бардов.


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку
на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Counter CO.KZ: счетчик посещений страниц - бесплатно и на любой вкус © 2004-2022 Наум Шафер, Павлодар, Казахстан