Мой открытый урок оказался сдвоенным. Он выпал на тот пятничный (или субботний) день, когда планировалось классное сочинение. По заранее составленным тезисам, которые были мною сданы руководительнице педпрактики (это была методистка с кафедры педагогики нашего университета), первый урок я должен был посвятить фронтальному опросу учеников по образам молодогвардейцев, а второй - превратить в собственную лекцию о художественных приёмах писателя при изображении врагов. Буквально за десять минут до начала урока, не предупредив методистку и учительницу литературы в 10-м классе, я с разбойничьим самовольством мысленно перекроил композицию, а потом стал реально её воплощать.
Здесь, как я сейчас понимаю, во мне стихийно проявилось драматургическое чутьё, истоки которого коренились в оперном "Печорине". В двухчасовом уроке должен был господствовать определённый порядок, благодаря которому чётко выделилась бы сущность жизненных явлений. И, следовательно, наглядней засверкала бы идея произведения и его поэтическая символика. А раз так - то нельзя закончить урок анализом образов врагов: ученики уйдут домой с тяжёлым чувством отвращения. А они должны уйти окрылёнными и готовыми к таким же подвигам, как и фадеевские комсомольцы. Короче, комсомольцы 10-го класса должны почувствовать себя наследниками краснодонских молодогвардейцев.
Ух, каким же я был СОВЕТСКИМ в то время, несмотря на своё спецпереселенчество и пережитое "дело врачей"! Объяснение можно найти в стихах знаменитого поэта: "И были наши помыслы чисты" ...
И урок мой пошёл в обратном порядке: я принялся читать эмоциональную лекцию о художественных приёмах Фадеева при изображении врагов советской власти. Помню вытянувшиеся лица методистки и учительницы - они начали шушукаться и пожимать плечами. Но их утихомирил солидного вида мужчина (то ли директор, то ли завуч): он приложил палец к губам, безмолвно приказывая им успокоиться.
А я разошёлся. В принципе это была первая публичная лекция в моей жизни (выступления на научных студенческих конференциях не в счёт, ибо это было чтение докладов). Отбросив в сторону тетрадку с конспектом лекции, я целиком отдался импровизации. Представляю себе, как нынешние либералы, отождествляющие фашизм и коммунизм, набросились бы на меня, если бы услышали, как я с пафосом противопоставлял два мира: лагерь социализма и лагерь фашизма. Первый из них представал у меня как символ добра, света и всеобщего братства, а второй - как символ зла, мрака и дикарского национализма.
Особое внимание мной было уделено одному из блестящих художественных приёмов Фадеева: воображаемому спору изувера - фашиста Фенбонга с неким богатым респектабельным джентльменом. К каким бы идейным декларациям ни прибегал Фенбонг, в основе их была заключена обывательская мечта стать миллионером и командовать армией рабов. Для достижения цели он в любую минуту готов на грабёж, насилие и убийство. Награбленное золото, включая зубные коронки, он постоянно носит при себе, боясь, чтобы их не украли. Из-за этого он редко снимает одежду и месяцами не моется, отчего его тело источает нетерпимое зловоние. Блестящий художественный приём, благодаря которому реальность становится символом, а символ - реальностью! Но почему Фенбонг не становится сам себе противен? Да потому что, несмотря на различные уровни и формы жизни, он не считает себя ниже элегантного и приятно пахнущего джентльмена, нажившего свои капиталы, так сказать, "честным путём". Миллионные и миллиардные капиталы всегда наживаются путём обмана и грабежа народа, а также бесстыдным расхищением государственного имущества. И тут совершенно неважно, в какую форму облечены действия рядовых уголовников и высокопоставленных лиц. Объективные основы мародёрства имеют одинаковые истоки.
И сейчас, когда я снова размышляю, почему роман "Молодая гвардия" изъят из школьных программ по литературе, то понимаю, что дело здесь не только в образах молодогвардейцев, которые служат укором нынешнему молодому поколению, предавшему заветы дедов и отцов и полностью погрузившемуся в личные проблемы, далёкие от истинно национальных и государственных проблем. Важную роль здесь сыграло другое обстоятельство. Звериное лицо капитализма, породившего фашизм, показано Фадеевым с такой художественной убедительностью, что в период обратного перехода от социализма к капитализму этот роман невозможно изучать ни в школе, ни на филологических факультетах. Роман "Молодая гвардия" в постсоветское время - это мощная мина под мир новоиспечённых олигархов, наживших миллиарды путём разграбления государственного имущества, путём разорения народов и природных ресурсов, путём обгаживания чистоты вековых нравственных принципов, путём компрометации духовных ценностей мировой культуры и замены их низкопробным ширпотребом.