В 2000 году, когда отмечалось 100-летие И.О.Дунаевского, Н.Г.Шафер был приглашен председателем оргкомитета Т.Н.Хренниковым на юбилейное торжество в Москву в качестве консультанта.
К этому времени уже увидела свет вышедшая в одном из московских издательств книга Шафера "Дунаевский сегодня", опубликована в журнале "Дружба народов" подготовленная им же переписка композитора с Людмилой Головиной-Райнль. Журнал "Простор" в шести номерах опубликовал письма Дунаевского к. Р.П.Рыськиной с вступительной статьей Н.Г.Шафера "Дунаевский в Казахстане". Эти письма были выпущены в 2000 году издательством "Елорда" отдельной книгой. Она продавалась в Кремлевском дворце на торжествах, завершающих юбилей композитора, вручалась как приз исполнителям.
Наум Григорьевич открыл совершенно неизвестные страницы творчества двух великих людей - Исаака Дунаевского и Михаила Булгакова, доказав, что они не только знали друг друга, но были достаточно близки, сотрудничали... Подтверждением стала пластинка "Дунаевский в гостях у Булгакова", записанная Шафером вместе с педагогом-музыкантом из Астаны Людмилой Топорковой в зале Московской консерватории. А книга с одноименным названием - нотный сборник, выходит в Москве.
Очень дорожит Наум Григорьевич изданной в Павлодаре в 1998 году книгой "Оперные либретто Булгакова". Это первое издание воссозданных по рукописям писателя его оперных либретто, считавшихся ранее утраченными.
В журнале "Нива" публиковались письма Дунаевского к Людмиле Вытчиковой, а его переписка с Людмилой Райнль издана в Москве большой отдельной книгой под названием "Может быть, я Вас не так понял" (Почтовый роман).
В коллекции Шафера 400 пластинок - и бьющихся, и долгоиграющих, имеющих прямое отношение к Дунаевскому. От самых первых записей с его мелодиями до самых поздних. Часть пластинок передана Науму Григорьевичу сыном Дунаевского Евгением - они из личной коллекции самого Исаака Осиповича, он держал их в руках, слушал. Будучи в Москве на уже упоминавшихся юбилейных торжествах, Шафер успел попрощаться с Евгением Исааковичем, который тяжело болел и скончался буквально на следующий день после столетия отца.
Наум Григорьевич показал (и проиграл) одну из пластинок, запечатлевших мелодии Дунаевского. Не совсем обычна история ее появления на свет, да и "прописалась" она в этом доме отнюдь не запросто. Пластинка эта была выпущена немецкой фирмой "Полидор" - ее французским филиалом - вскоре после того, как фильм "Веселые ребята", музыку к которому написал Дунаевский, был показан на одном из международных кинофестивалей. Так вот, немцы умудрились издать "Марш веселых ребят" и "Сердце, тебе не хочется покоя" на полгода раньше нас, притом на французском языке. Когда об этом узнал Дунаевский, то был раздосадован тем, что у него даже не попросили нот, а сделали собственную аранжировку. И Леонид Утесов, который исполняет мелодии в фильме, остался недовольным, о чем сам говорил много позднее Шаферу.
И вот Наум Григорьевич узнает о том, что известный коллекционер Л.Волков-Ланнит распродает свою коллекцию, где есть и эта пластинка -предмет давнего вожделения Шафера. Конечно же, он отправился к Волкову. Тот психологически рассчитал все очень точно и мигом его раскусил: этот торговаться не умеет и не будет. "Если я вам скажу сто рублей, вы ведь все равно не уйдете..." Это было минимум впятеро дороже каталожной стоимости и практически месячная зарплата Шафера. Конечно, он заплатил, хотя сам отдавал пластинки другим коллекционерам всегда бесплатно (в том числе и уникальные, часть из которых затем утекла за рубеж), а где-то через год при очередной встрече напомнил Волкову-Ланниту известную пословицу про сто рублей и сто друзей. Тот невозмутимо парировал: "Скажите спасибо, что я не запросил тысячу..." Так создавалась коллекция.
Люди, давно знакомые с Шафером, разумеется, знали его как человека многих талантов: филолога-литературоведа, исследователя творчества Дунаевского и Булгакова, автора ряда книг. Но даже самые близкие были недавно поражены тем, что он - еще и композитор, автор почти трех сотен песен, романсов, оперы.
Творческий вечер Шафера-композитора "Забытые песни и романсы уходящего века" должен был состояться в малом зале Павлодарского русского драматического театра. Но пришлось спешно менять и сцену и зал, потому что к началу концерта людей собралось столько, что многим негде было не только сидеть, но и стоять. Больше двух часов павлодарцы наслаждались музыкой композитора Нами Гитина. Нами - так звала Наума в детстве мать, а ее саму звали Гита. Так появился у Шафера (еще студента) столь необычный псевдоним, который ему придумал Евгений Брусиловский.