Вольнодумец-фантаст в жизни, Валерий Сергеевич оставался таковым и в переписке... Вот сижу и перебираю толстую папку с его письмами - и снова возникают ощущения, что у меня с ним были не письменные, а непосредственные прямые контакты в жизни. Вспоминаю слова Герцена из его дополнений к "Былому и думам" о подобных ощущениях, когда он читал письма людей, "которых любил не зная, по рассказам, по их сочинениям и которых больше нет"...
По рассказам... Рассказы о Франченко - прекрасное дополнение к его письмам. Вот один из них. Он принадлежит великому пропагандисту советской песни, не увешанному орденами и медалями и имевшему весьма скромное официальное звание заслуженного артиста РСФСР - Владимиру Александровичу Бунчикову. 25 июля 1992 года, будучи у него в гостях, я записал слова девяностолетнего мэтра о Валерии Сергеевиче:
"Когда Валерий приезжает в Москву и появляется на пороге моей квартиры, я испытываю двойное чувство: радость и страх. Радость, что снова вижу этого милого бескорыстного парня, с которым можно по душам поговорить о былой славе советской песни, и страх, что он опять раскопал какую-то пакость, напетую мной... Ведь мне приходилось петь и по заданию свыше. Я хочу об этом забыть, а он напоминает... Ох, уж эти мне коллекционеры! Ну хоть бы отделяли барахло от истинно прекрасного! Так нет - все для них представляет ценность, все у них идет вперемежку... Особенно я боюсь блеска его глаз... Понимаете? Когда раскрывается дверь и на пороге появляется Валерий с сияющими глазами - у меня падает сердце. Это значит, что он опять где-то нашел мою песню с упоминанием имени Сталина и притащил, чтобы я послушал. Понимаете? Я хочу забыть, а он напоминает...
Но какая святая, добрейшая душа! Бегает по Пскову и Москве, разыскивает для меня дефицитные лекарства и - понимаете?- не берет денег. Я ведь знаю, что он неблаго состоятелен... Однажды силой втиснул ему в руки крупную купюру - и как, вы думаете, он отреагировал? А вот так: "Неужели вы думаете, что я потрачу деньги, врученные мне самим Бунчиковым? Да никогда в жизни! Я буду их хранить, как реликвию!" Понимаете? Этого еще не хватало, чтобы он начал коллекционировать мои купюры при нехватке собственных денег... Приходится теперь при встречах имитировать железное здоровье, говорить, что лекарства очень помогли и других не требуется..."
Что хотелось бы добавить?
Нужно осознать, что судьба художественного направления в искусстве зависит прежде всего от качества его продукции, а не от экстаза неумолчных пропагандистов. Ведь был же такой период в истории человечества, когда Бах оказался прочно забытым. Смешно подумать, но, например, Байрон и Пушкин хорошо знали Моцарта, но совершенно не знали Баха - его музыка нигде не звучала. Как известно, в XIX веке Баха воскресил Мендельсон. Но если не Мендельсон, то нашелся бы другой, кто бы это сделал - пусть не в девятнадцатом, так в двадцатом веке. Рано или поздно музыка Баха снова зазвучала бы в силу своих недосягаемых музыкальных и общечеловеческих качеств.
Пусть поморщатся эстеты (истинную музыку я никогда не делил на "серьезную" и "легкую"), но советская песня рано или поздно возродилась бы и без участия Франченко - слишком велик ее вклад не только в русскую, но и в мировую музыкальную культуру. Но то, что каждое новое поколение не ввергается в пучину забвения, то, что между поколениями не прерывается духовная связь путем передачи музыкальной эстафеты, то, что общество на определенном этапе не теряет способности давать отпор разгромным декларациям "правых" и "левых", - во всем этом величайшая заслуга таких людей, как Валерий Сергеевич Франченко.
Он прожил всего 36 лет.
...А тогда, уже далекой осенью 1991 года, я написал Сабирджану Курмаеву не язвительное, но благодарственное письмо.
Наум ШАФЕР
Статья опубликована: Музыка. Песня. Грампластинка: Сборник памяти филофониста Валерия Франченко / Сост. и общ. ред. В.К. Солоненко. М.: Серебряные нити, 2006. 239 с: ил. ISВМ 5-89163-044-3