Наум Шафер
Книги и работы
 Книги и работы << Наум Шафер. День Брусиловского << ...
Наум Шафер. День Брусиловского. Мемуарный роман

Наум Шафер. День Брусиловского

Несостоявшийся дуэт


Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

- Евгений Григорьевич! - воскликнул я. - Когда я играю свою вещь на скрипке, то абсолютно забываю, с какой целью заявилась в храм сеньора!

- Вот видите! Но постойте… Так вы, оказывается, не только балалаечник, но еще и скрипач! Это серьезно обнадеживает. Может быть, вы мне продемонстрируете свое искусство? В следующий понедельник приходите со скрипкой. Горю желанием услышать "Пред ликом Мадонны", то бишь "Лирическую песенку", в авторском исполнении.

- А кто мне будет аккомпанировать? - робко спросил я.

- Так вот же ваш клавир лежит передо мной. Я и проаккомпанирую. Уверяю вас, это будет чудный дуэт.

Вся следующая неделя у меня прошла, можно сказать, во фронтовом напряжении. К этому времени я расстался с Володей Щербаковым и снял уголок в ветхой избушке на 3-ей линии, у одной пожилой супружеской пары. Там был маленький чудесный садик с пряным ароматом задумчивых цветов. Тишина, спокойствие… Беседка с круглым деревянным столиком, две самодельные табуретки, которые смастерил молчаливый хозяин Иван Владимирович Ефремов… Обычно вторую половину дня (если не сидел в библиотеке) я проводил именно здесь. Сколько замечательных книг тут было прочитано! Сколько часов я отдавал скрипке, беспрерывно упражняясь в импровизациях на любимые мелодии и придумывая свои собственные, которые сходу хаотично записывал на нотной бумаге!

На этот раз я отбросил все побочные занятия. Сосредоточился на одной "Мадонне". Подумать только! Я ведь не просто буду ее играть перед Брусиловским, но еще и под его аккомпанемент! Нужно эту "Мадонну" филигранно отделать… И в течение недели, как только возвращался после университетских лекций, сразу же разворачивал старую мамину юбку, брал скрипку и шел с ней в беседку репетировать: безжалостно мучил свою "Мадонну", добиваясь сочности и непринужденности звучания. Любопытной была реакция моей хозяйки Ирины Акимовны, некогда жившей в деревне. В первый день она сказала:

- Наслышаться не могу. Такую красивую песню играешь - аж за сердце берет!

На второй день:

- Под такую песню и работать сподручней. Вон сколько фасоли перебрала…

А на третий день Ирина Акимовна взмолилась:

- Ну сыграй, Наумушка, что-нибудь другое… Ну хотя бы "Выйду я на реченьку"… А то долдонишь и долдонишь одно и то же. Нудит как-то… И как самому не надоест?

Признаться, мне уже и самому осточертела эта "Мадонна"… И, кроме того, я заметил, что к концу недели стал играть хуже. Я пренебрег общеизвестным правилом: нельзя беспрерывно "долдонить" одну и ту же вещь, время от времени надо переключаться на что-то другое, а потом уже со свежими силами и обновленными эмоциями возвращаться к репетируемому опусу. В противном случае ничего, кроме внутренней пустоты, не ощутишь…

Итак, в очередной понедельник я предстал перед Брусиловским в довольно необычном виде.

- Что это? - спросил композитор, подозрительно присматриваясь к моему большому матерчатому пакету, обвязанному шпагатом.

- Это скрипка, - растерянно ответил я. - Вы сказали, что хотите послушать "Мадонну" в авторском исполнении…

- Вы что - вместо футляра пользуетесь старой грязной тряпкой? И в таком виде разгуливаете по городу?

- Это не грязная тряпка, это юбка моей мамы.

- Юбка??? Вы храните скрипку не в футляре, а в маминой юбке? Да это же одесский анекдот!

- Евгений Григорьевич, в Алма-Ате футляры не продаются отдельно от скрипок. Не буду же я ради футляра покупать вторую скрипку…

У маэстро задвигались желваки, щеки его побагровели. Наконец, он с трудом выговорил:

- Всё! С сегодняшнего дня прекращается нумерация ваших чудачеств. Не буду вместо листка заводить тетрадь. Тут и гроссбух не поможет. Кроме того, я не обязан быть летописцем ваших клоунских замашек… Ну играйте же, играйте, если держите в руках скрипку!

Композитор сел передо мной на стул и приложил палец к носу. Я стоял со скрипкой в руках, не смея пошевелиться… Вероятно, со стороны я был похож на большой вопросительный знак. Дескать, почему же вы, Евгений Григорьевич, не открыли крышку рояля и не приготовили ноты - вы же в прошлый понедельник изволили намекнуть насчет "чудного дуэта"… Но вслух, разумеется, ничего не сказал - просто стоял и ждал.

- Что же вы стоите? Играйте! - приказал маэстро.

Ну что ж, придется играть соло… Я отчаянно взмахнул смычком и буквально ударил им по струне, отчего раздался отвратительный ржавый звук, от которого я остолбенел: ничего подобного прежде моя скрипка не издавала. Несколько секунд я простоял с вновь поднятым смычком, не решаясь вторично притронуться к струнам.

- Ну конечно, - спокойно сказал композитор. - Иначе и быть не могло. Форма зависит от содержания, а содержание - от формы. Именно так должна звучать скрипка, извлеченная из старой юбки. - Он поднялся со стула и хлопнул меня по плечу. - В общем, так, мой милейший. Обзаведитесь сначала хорошим футляром, а потом уж и демонстрируйте свое искусство!

Точка была поставлена. Исторический "чудный дуэт" не состоялся…


Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку
на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Counter CO.KZ: счетчик посещений страниц - бесплатно и на любой вкус © 2004-2022 Наум Шафер, Павлодар, Казахстан