Наум Шафер
Книги и работы
 Книги и работы << ...
Журнал `Театр`, 1988 г. N 6: Н.Шафер. Владимир Высоцкий как композитор
 

Книги и работы

Н.Шафер. Владимир Высоцкий как композитор


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Но в песнях Высоцкого, конечно же, во многом не равноценных, налицо определенный художественный прием - как поэтический, так и музыкальный. Самораскрывался в песнях не автор, а персонаж. И опять-таки не автор, а именно персонаж был неразборчив в музыкальных интонациях, пытаясь приспособить к своим излияниям то, что попадется под руку - будь то патриотическая песня или зарубежный шлягер. Доказать это вовсе не трудно. Достаточно внимательно прослушать песни, где Высоцкий поет от имени самого себя, чтобы понять, что он солидарен не с "блатными" героями, а с Гамлетом. И достаточно вслушаться в песни, где Высоцкий поет от имени волка или самолета, чтобы убедиться, что перед нами совершенно оригинальный музыкальный материал. Впрочем, об этом будет сказано еще впереди.

Глубоко драматическая песня "Протопи ты мне баньку, хозяюшка" начинается с музыкальной фразы, заимствованной из старинного романса "Газовая косынка". И хотя в мелодическом отношении песня далее уже развивается самостоятельно, но именно первая фраза сообщает ей тот сентиментальный настрой, который не только вредит драматизму, но и усиливает его. Вероятно, сентиментальность плоха тогда, когда она прикрывает мелкие чувства, - тогда рождается пошлость. У Высоцкого же она служит средством обнажения самых сокровенных человеческих переживаний. Не случайно Белинский видел в сентиментальности "больше жизни и натуры, чем в книжном педантизме". И не случайно таганковцы в спектакле, посвященном Высоцкому, не побоялись усилить "надрыв" этой песни, когда пели ее под авторскую фонограмму: смятение, страсть и боль человеческой души захватывает слушателя до оцепенения.

Вот откуда у Высоцкого эта необыкновенная тяга к "цыганщине". Головокружительный порыв страсти, отчаянная удаль и вызов судьбе, добровольная отдача себя стихии и яростная борьба с ней, а вместе с тем отдушина и разрядка от неимоверного напряжения - таков Высоцкий в своих "цыганских" песнях. "Моя цыганская!" - так он объявлял на концертах песню "В сон мне желтые огни..." Здесь уже не персонаж, а он сам, Высоцкий, взял целиком мелодию знаменитой цыганской песни "Две гитары" и слил ее со своим стихом-воплем: "И ни церковь, ни кабак - ничего не свято! Нет, ребята, все не так! Все не так, ребята!" Но какое же это композиторство - спеть свои стихи на чужую мелодию? И все же - разгадать в мелодии ее трагический накал, освободить от наслоения пошлых слов, которыми она обрастала десятилетиями, вернуть ей чистоту и благородство, наполнить ее новым глубоким содержанием - разве это не сплав поэтического и композиторского творчества? В пророческой песне "Кони привередливые", построенной, в общем-то, на оригинальном мелодическом материале, изумляют проигрыши, в которых использована танцевальная мелодия широко известной "Цыганочки". Никто кроме Высоцкого не сумел бы создать такой цельный музыкально-поэтический образ потрясающей силы в песне, которая не имеет никакого отношения к цыганской тематике. А ведь без этой "Цыганочки" ее уже и представить невозможно.

"Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда..." Эти строки Анны Ахматовой можно отнести и к музыке, к песням. Из какого "сора" выросла одна из любимейших песен о гражданской войне - "Каховка" И. Дунаевского на стихи М. Светлова? Из интонаций чувствительной солдатской песни "Умер бедняга в больнице военной", старинного вальса "Грусть" и некоторых бытовых песен конца XIX века. Но "Каховка" не стала конгломератом. Наоборот. Подчинив отжившие интонации ритму революционного марша и соединив лирику с героикой, Дунаевский добился такого музыкального сплава, который положил начало романтическому стилю советской песни. От "Каховки", в свою очередь, родился "Орленок" В. Белого и Я. Шведова.

А из чего выросла возвышенная и скорбная песня Высоцкого "Братские могилы"? Из его же собственной ранней песни "Я женщин не бил", где "герой" щеголяет своим цинизмом и разгулом. И надо было обладать истинным композиторским чутьем, чтобы уловить в мелодии такие скрытые качества, которые были бы достойны лучшего применения. И Высоцкий уловил. Он внес в нее кое-какие изменения, переменил ритм, одухотворил прекрасным поэтическим текстом - и вот получился мужественный реквием, посвященный павшим на войне.

Он никогда не отказывался от своих ранних "дворовых" песен, считая что они помогли ему обрести свой стиль. По этому поводу Н. Крымова очень точно отметила: "Так, Пушкину и всей русской поэзии пригодился опыт Баркова и песни каторжан. Высокая поэзия берет свое снизу, сверху, сбоку - отовсюду" ("Аврора", 1981, № 8).


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку
на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Counter CO.KZ: счетчик посещений страниц - бесплатно и на любой вкус © 2004-2022 Наум Шафер, Павлодар, Казахстан