... В ту предпоследнюю встречу у нас с Евгением Григорьевичем опять зашёл разговор о животных. Маэстро задумчиво спросил:
- Помните, как я погонял вас по всему Крылову, после чего вы по-новому оценили талантливость и актуальную остроту его басенного творчества?
- Ещё бы не помнить! - пылко ответил я. - Вы в сущности раскрыли передо мной настоящего Крылова! Теперь я начну...
- Не торопитесь начинать, - мягко перебил меня Евгений Григорьевич.- Я хочу сейчас внести некоторые коррективы.
И композитор стал рассуждать о том, что, создав колоритные и правдивые образы зверей, Крылов тем не менее поддался общепринятому мнению, что осёл - это самое тупое и упрямое животное, и тем самым, в сущности, оклеветал его. Каждое животное, резюмировал маэстро, создано природой для служения человеку. Собака несёт охранную службу, кошка создаёт домашний уют, лошадь, которая мчит джигита по бескрайней степи, выявляет в нём романтические качества: бесшабашную удаль, восторженность перед неизведанным, готовность совершать подвиги. Ну, а осёл создан исключительно для работы. Главное, что он любит работу, получая удовлетворение от сделанного. Но гнусный человек, познав любовь ослика к труду, стал непомерно эксплуатировать это послушное животное, взваливая на него непосильные задания. Вот осёл и научился упрямиться и брыкаться, ибо любимая работа превратилась для него в сущий ад.
- До сих пор не могу забыть один случай, - продолжал композитор, - хотя прошло, наверное, не менее двух лет. Забрёл я как-то днём в Парк панфиловцев и вижу: какой-то кавказец зазывает детей "покататься на ишаке", при этом беспрерывно повторяет: "Недорого, недорого, почти даром". Дети катались, родители присматривали. Ослик весело махал хвостом, смешно шевелил большими ушами и бойко бегал с маленьким седоком по кругу. Я полюбовался, ушёл, а перед вечером снова заглянул в парк. Понурый ослик с опущенным хвостом едва тащился, а хозяин подгонял его кнутом. Вы знаете, у меня до сих пор щемит сердце, когда вспоминаю это. Вы понимаете? Ну час, ну два, ну от силы три погонял бы своего ослика, а потом отвёл бы его отдыхать в стойло, накормил бы, напоил. И на следующий день ослик снова поработал бы с удовольствием. Так нет - надо из него выжать последние силы, чтобы положить в карман лишнюю копейку. Вы понимаете? Человек хуже зверя. И главное, вредит в первую очередь самому себе - ведь раньше времени погубит животное. Ну а мы с вами продолжаем по инерции бубнить: «Упрям, как осёл». И Крылов туда же… Ну, как вы думаете: изменился ли человек с древнейших диких времен? С детей спрос невелик, они увлечены необычным катаньем. Но хоть бы один из родителей пожалел несчастного ишачка!
Затем маэстро назидательно добавил:
- Если вам по официальной линии дадут какое-либо задание, никогда не выполняйте его на все сто процентов, ибо вам начнут увеличивать норму. Оставьте про запас хотя бы пять-десять процентов. Тогда вас не превратят в осла.
И я рассказал Брусиловскому эпизод из своего депортированного детства. Молдаване и евреи, работавшие на колхозном огороде 31-го посёлка Акмолинской области, получили задание прополоть большой участок засеянной земли.
- Когда закончите, можете быть свободны, - сказал бригадир.
И вот новоиспечённые колхозники перестарались. Дружно и весело они выполнили дневную норму за полдня и стали собираться домой. Бригадир провожал их подозрительным взглядом. На следующий день норма была увеличена в два раза и люди работали уже без огонька и не совсем качественно.
- Вот видите, - выслушав меня, сказал композитор. - Это прежде всего пошло во вред колхозу. Так оно и бывает: чем больше пытаешься извлечь выгоду, тем больше теряешь.
И тут же, верный своему стилю общения, задал мне неожиданный посторонний вопрос:
- Что из себя представляет гусарский погон? И вообще - чем гусар отличается от драгуна? Или это одно и то же?
Я замялся с ответом.
- Что, не знаете? - сочувственно произнёс композитор. - А как же вам удалось сочинить для своей оперы такой блестящий шлягер, как "Гусары мы, гусары мы, и сердце каждого из нас отвагой бьётся"?
"Да, подумал я, - придётся внепланово, срочно сходить в библиотеку, порыться в справочниках и узнать, в чём разница между гусарами и драгунами".
Это, собственно говоря, был ещё один маленький урок, преподнесённый мне учителем. Не сочиняй с потолка! Знай, о чём пишешь! Изучи материал, а потом уж твори!
… Беседа наша продолжалась.
- Вы знаете, - снова ошарашил меня композитор, - нынешней ночью мне приснился ваш лермонтовский романс "Я видел раз её в весёлом вихре бала".