Наум Шафер
Книги и работы
 Книги и работы << ...
Булат Окуджава
 

Книги и работы

"КОГДА ВЫ СРЕДИ НАС"... (к 70-летию Б.Окуджавы)


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

...Кто не уважает младшего, тот не оценит и старшего. Среди тех, кому он обязан своим становлением, Окуджава называет Евгения Евтушенко, который младше его чуть ли не на десять лет. Однако, в первую очередь, шестидесятники сумели осмыслить себя благодаря тем новым формам быта, которые сложились в эпоху хрущевской "оттепели": "Все мы были разными, одно нас крепко объединяло - Время. Ему мы обязаны своим появлением едва ли не в большей степени, нежели собственным достоинствам".

МУЗЫКА ПРОЗЫ

Своеобразная интеграция "мелодических оборотов" в прозе Булата Окуджавы - специальная тема для исследования. Проза эта насыщена различными музыкальными впечатлениями и в ней четко слышны голоса всевозможных инструментов.

Ограничусь беглыми замечаниями. Восторгаясь романом o'Путешествие дилетантов", Юрий Домбровский писал, что Окуджава "дает стилизацию не внешними формами, а мышлением, ощущением, тем внутренним монологом, которым говорил бы человек".

Если перефразировать эти слова, то можно сказать, что в другом романе - "Свидание с Бонапартом" - Окуджава дает описание духовых инструментов не по их внешним признакам и привычному звучанию, а характеризует ощущением, тем внутренним монологом, которым говорил бы человек, чьи напряженные духовные поиски совмещаются с необычной музыкальной впечатлительностью - до непредвиденных масштабов. Сопоставим характеристику музыкальных инструментов по массовому "Музыкальному словарю" и роману "Свидание с Бонапартом".

ФЛЕЙТА-ПИККОЛО. В словаре: "Разновидность флейты, самый высокий по регистру инструмент в группе деревянных духовых и один из самых высоких инструментов в симфоническом оркестре... Тембр блестящий, в форте - пронзительный, выдающийся из общей звучности оркестра".

У Окуджавы: "Когда внезапно обрывается густое и плавное течение звуков в оркестре, тогда в паузе возникает ее свист, холодный, упрямый, презрительный, резкий и столь требовательный, что люди кидаются друг к другу, но не за теплом, не с любовью, а чтобы, соблюдая строй, фрунт и ранжир, маршировать, выставив хищные подбородки и заострив жестокие лица, стараясь быть похожими один на другого... Под сей свист не спляшешь, не поплачешь о ближнем, не улыбнешься любимой женщине".

ГОБОЙ. В словаре: "Деревянный духовой инструмент, представляет трубку конической формы, с системой клапанов, обладает несколько гнусавым, а в верхнем регистре резким тембром..."

У Окуджавы: "Облагорожен веками, склеен из тукового дерева с двумя тростниковыми чуткими язычками. В нем заключена камышовая трость, проходя сквозь которую воздух приобретает силу и выразительность. Одинокий гобой - не воин, звук этого одиночки даже неприятен. Гобои хороши в компании себе подобных, в хоре собратьев. Тогда их вскрик пронзает сердце счастливой болью, и мысли, одна другой слаще, посещают вас, хотя какая-то безнадежность все-таки горчит в этой сладости и усугубляет необъяснимое беспокойство".

КЛАРНЕТ. В словаре: "Деревянный духовой инструмент, представляющий собой цилиндрическую трубку с одинарным язычком и системой клапанов... Кларнет обладает теплым сочным тембром... В духовых оркестрах кларнет исполняет один из наиболее выразительных голосов".

У Окуджавы: "Одинокий кларнет предназначается для похорон. Так было. Его гренадиловое или эбеновое тело, черное, вытянутое, строгое, напоминало о неминуемом завершении земного пути, его низкий голос, подобный плачу, внушал мысль о том, что если даже пьедестал, на который при жизни был возведен покойный, выше его заслуг, то кончина все поставила на свои места и выровняла несоответствия... Не о вечной разлуке, доносясь из оркестра, поет его низкий медовый голос, а о вечном пребывании в нашем сердце; не о прощании, а о прощении".

За пределами этих сопоставлений остались охотничий рог, барабан, литавры, фагот... Какой изумительный пример нравственной и эстетической оценки "чудных звуков"! Что это - срывание покровов с музыкальных инструментов или, наоборот, романтическая накидка? Скорей всего, проникновение вовнутрь... А в целом - чарующая поэма о звуковом отображении необъятного мира человеческих чувств.

МУЗЫКА СТИХОВ И МУЗЫКА К СТИХАМ

Если бы Булат Окуджава и не подбирал мелодий к своим стихам, то все равно они пленяли бы своей музыкальностью. В самом строе стиха порой слышны звуковые аккорды гитары, горестные и ироничные интонации поющего Пьеро, лирическая выразительность старинного романса. Поэтому стихи Окуджавы так легко укладываются под гитарный аккомпанемент - даже монологи похожи на задушевную тихую беседу двух друзей, встретившихся после долгой разлуки. В лирнко-философских раздумьях можно услышать отзвуки скорбных русских причитаний, а в "легких" куплетах - серьезные порывы истинно музыкальной души, пережившей кризисный процесс.


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку
на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Counter CO.KZ: счетчик посещений страниц - бесплатно и на любой вкус © 2004-2022 Наум Шафер, Павлодар, Казахстан