Наум Шафер
Книги и работы
 Книги и работы << ...

 

Книги и работы

"В нашей литературе действуют преимущественно истуканы"


Стpаницы: | 1 | 2 | 3 |

Помните блистательную "Жидовку" Галеви? Она не сходила со сцен дореволюционных оперных театров. Можете ли Вы себе представить эту "Жидовку" на современной советской сцене? То-то. А Вы говорите - "Рашель" <...>

Я горжусь, что в доме Булгаковых мою демократическую музу ценили больше, чем изысканный модерн современных "гениев". Вы знаете, Давид Михайлович, я не трус. Но единственное, чего я боюсь, - это ненароком повстречаться с Еленой Сергеевной. Как я посмотрю ей в глаза? Ведь "Рашель" была последней надеждой в доме Булгаковых, а я эту надежду не оправдал... Грустно!

13 мая 1955 г.

Что плохо в симфонии? Если драматургия исчерпывается первой частью, тогда нет и самого цикла. Самый тупой композитор обязательно будет драматургичен в первой части, ибо сама форма сонатного аллегро драматургична. Весь вопрос симфоничности симфонии заключается в том, чтобы все ее части представляли собой законченное повествование, мысль, идею, образ. Иногда это достигается общностью тематического материала (почти примитивное решение). Но фокус симфоничности и подлинной драматургии в том, чтобы все разные части симфонии соотносились бы, как, например, части дня и ночи относятся к суткам. Этой подлинной симфоничностью у нас сейчас обладает один композитор - Шостакович! Все прочее - скорее сюиты, чем симфонии, причем в этой области царит изрядное однообразие. Схема: герой или абстрактный образ героического в разные моменты его желудочно-пищеварительного состояния. Мурадели <...> в своей симфонии изображает якобы Кирова (неизвестно, почему именно Кирова). Первая часть: рождение героя - сонатное аллегро. Вторая часть - детство или юность - скерцо. Третья часть - борьба и смерть - нечто вроде похор<онного> марша. Четвертая - торжество его дела и борьбы - финал, фанфары и литавры в конце по квартам. Такую пошлость, именуют симфонией. Но ведь таких схем множество, и все они представляют лишь только одну схему, в которую, как в трамвае, вставляют (замечали Вы такую планочку?) фамилию вожатого или кондуктора. Симфония разовьется и расцветет у нас тогда, когда мы перестанем заниматься спекуляцией и подтасовкой (борьба за мир, биография вождей), а сделаем героями симфонии неувядаемую красоту природы и богатство человеческих переживаний.

В данной публикации использованы письма И.О.Дунаевского к Людмиле Вытчиковой, Давиду Персону, Людмиле Райнль, Раисе Рыськиной, Ирине Серой, Елене Стрельниковой, а также выступление композитора перед преподавателями и студентами Горьковской консерватории.


Опубликовано: "Литературная газета", 1995 год, 19 июля ("В нашей литературе действуют преимущественно истуканы" Письма Исаака Дунаевского о музыке, трепотне и духовном гнете)


Стpаницы: | 1 | 2 | 3 |

Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку
на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Counter CO.KZ: счетчик посещений страниц - бесплатно и на любой вкус © 2004-2022 Наум Шафер, Павлодар, Казахстан