Наум Шафер: Это номер, который имеет каждая пластинка и который находится на виниловом поле недалеко от "яблока". Дело в том, что на советских бьющихся и на многих иностранных пластинках не ставился год записи и год выпуска. И по матричным номерам я устанавливал это. Скажем, с такого-то номера по такой-то - год тысяча девятьсот тридцать второй, с такого-то по такой-то - тысяча девятьсот тридцать третий... На некоторых конвертах, где нет даты выпуска или даты записи, я ставил дату сам.
Случалось вам гоняться за какой-нибудь пластинкой как за сокровищем, которое надо добыть во что бы то ни стало?
Наум Шафер: Я в течение полувека гонялся за одной пластинкой, которую никак не мог достать. Это пластинка с записью двух песен Дунаевского из кинофильма "Веселые ребята". Фильм вышел в 1934 году, а пластинка в утесовском исполнении - только во второй половине 1935-го. Так вот, французы нас опередили. Они выпустили свою пластинку в 1934-м. На одной стороне - марш "Веселых ребят" и "Легко на сердце от песни веселой", на другой - "Сердце". Причем они так торопились, что в "Сердце" успели перевести только припев: "Сердце, тебе не хочется покоя..." А запев звучит в инструментальном исполнении.
Наум Шафер: Нас удивить трудно. Из кипы приносимых нам пластинок лишь одна или две могут нас заинтересовать. Фото: АВТОР
А как вы узнали, что существует такая пластинка?
Наум Шафер: Узнал, потому что поддерживал связь с коллекционерами из СССР и других стран.
Почему вы решили собирать еще и пластинки с речами вождей?
Наум Шафер: Потому что это наша история. У меня имеются, например, все речи Сталина. В том числе и пластинка с записью его речи о проекте Конституции в тридцать шестом году. Первая сторона этой пластинки называется "Овации товарищу Сталину", на второй - "Доклад товарища Сталина". Переворачиваешь на вторую сторону, а там овации продолжаются, звучат крики: "Слава товарищу Сталину!"
У вас много зарубежных пластинок?
Наум Шафер: Я думаю, тысячи три-четыре.
Как вы их приобретали во времена железного занавеса?
Наум Шафер: Во-первых, почти все тридцать пластинок, которые я привез в Казахстан из Бессарабии, были зарубежного производства, главным образом американской фирмы "Коламбия". Во-вторых, по-настоящему я стал формировать свою коллекцию, когда в сорок пятом - сорок шестом годах наши солдаты возвращались из Германии с трофейными аккордеонами, патефонами, пластинками... Живя тогда в Акмолинске, я эти пластинки выменивал на ножички, почтовые марки... С тех пор у меня много пластинок фирмы "Телефункен". Там в основном классика. Есть и военные песни. Но в большинстве своем это вальсы Штрауса, симфонии Бетховена. Причем эти симфонии не умещались на одной пластинке - бывало несколько пластинок с записью одного произведения. А потом я переехал в Алма-Ату и познакомился с двумя коллекционерами, Кенигсоном и Грюнфильдом, которые освобождались от некоторых своих зарубежных пластинок - они делили музыку не на хорошую и плохую, а на высокие жанры и низкие. Я у них купил огромное количество зарубежных пластинок. Затем стал переписываться с коллекционерами из разных стран, которые что-то присылали мне, а я - им.
Коллекционирование пластинок требовало больших денежных затрат?
Наум Шафер: Я всю свою учительскую зарплату на это тратил. Когда в пятьдесят пятом году мы с Натальей Михайловной - она тоже была учителем - поженились, я сказал: "Давай договоримся. Ты меня кормишь, а я на свою зарплату покупаю книги и пластинки".
Такой "брачный контракт" ее устроил?
Наум Шафер: Конечно, иногда она ворчала: мол, нужно нашей дочери платье обновить, а я все деньги трачу.
А сейчас?
Наум Шафер: Сейчас я не покупаю ни книг, ни пластинок. Наш музей - государственный. Если ему нужно, пусть сам покупает.
На чем вы прослушивали пластинки?
Наум Шафер: Начал я их прослушивать на патефоне, потом появились радиолы. На радиоле можно было проигрывать как бьющиеся, так и виниловые пластинки. Надо было только менять скорость, иголку двигать вверх-вниз. Пластинка в отличие от современных носителей хранит звук вечно, она не размагничивается.