Наум Шафер
Книги и работы
 Книги и работы << Н.Шафер. Дунаевский сегодня. << ...
Н.Шафер. Дунаевский сегодня. М.: Сов. композитор, 1988. — 184 с

Н.Шафер. Дунаевский сегодня.

О симфоническом мышлении Дунаевского


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 |

Симфонический дар Дунаевского высоко ценил Д.Д. Шостакович. Об увертюре к кинофильму "Дети капитана Гранта" Дмитрий Дмитриевич писал: "Эта увертюра - симфоническое произведение большого накала и темперамента... Композитор и сам считал эту увертюру одним из лучших своих произведений. Действительно, в музыке так взволнованно передана вечная тема романтики подвига, опасности и преданности людей благородному делу, что она не могла не увлечь слушателей. Мне кажется, что если бы композитор и в дальнейшем уделял внимание симфоническим возможностям своего дара (разумеется, в пределах его любимого жанра), то он смог бы и здесь достигнуть большого успеха"4.

Точно и емко определив характер произведения Дунаевского, великий симфонист допустил лишь одну неточность: он выразил сожаление, что "блестящая увертюра к картине, открывшая новую сторону таланта композитора, не повлекла за собой продолжения работы в этом плане"5. Между тем Дунаевский, повинуясь внутренней необходимости, продолжал весьма интенсивно трудиться именно "в этом плане", и о произведениях подобного рода здесь уже шла речь, и пойдет еще речь впереди.

Трудно охватить "в общих чертах" все симфонические произведения Дунаевского без риска сбиться на беглый перечень, но можно попытаться указать на характерные качества некоторых из них. И вот мы сталкиваемся с любопытным фактом: оставаясь традиционным как симфонист, Дунаевский все же не мог избежать некоторого влияния крупнейших представителей новой музыки XX века. Мы ясно ощущаем элементы "скрябинизма" в патетических местах музыки к кинофильму "Светлый путь", в особенности в финале, где композитор пытается соединить аксессуары симфонической поэмы с фортепианным концертом и с кантатой - явная ориентация на "Прометея" Скрябина с целью добиться апофеозно-эффектной концовки фильма. А симфонический эпизод "Разлив металла" в кинофильме "Испытание верности" своей оптимистической торжественностью, полетной раскованностью и громкоглас-ностью победных звучаний перекликается с "Праздничной увертюрой" Шостаковича. Примечательно здесь то, что оба произведения созданы в одном и том же 1954 году, совершенно независимо друг от друга, но как бы в едином творческом созвучии.

Особая тема для разговора - это увертюры Дунаевского. Их объединяет яркая театральность вне зависимости от предназначения. Их музыка отличается структурной четкостью, логическим развитием противоборствующих и однотипных образов, а также той свободой изложения, которую принято называть "стихийной", но которая на самом деле порождена неуемной фантазией в сочетании с профессиональным совершенством. Возьмем ту же увертюру к кинофильму "Дети капитана Гранта". Какая здесь волнующая сплоченность различных образов и настроений! Безумно жаль, что во второй редакции автор изъял волевую "ударную" концовку и заменил ее возвратной тревожной темой, которой начинается увертюра. Но в то же время понимаешь закономерность авторского решения: ему было важно, чтобы крайние разделы увертюры были созвучны в своей "предупреждающей" тревожности и чтобы тема романтического подвига не была уподоблена слушателями легкой увеселительной прогулке по океанским просторам. Гармоническая смена контрастных настроений - отличительные качества увертюры к кинофильму "Вратарь". Композитор внимательно вслушивается в интонации народных попевок, с тем чтобы их плавно чередовать с собственными маршевыми ритмами, и, пользуясь приемом свободного вариационного развития, обобщать основные мелодические темы фильма. А в увертюре к оперетте "Белая акация" главная тема построена на широкой и раздольной мелодии, взятой из арии Тони "Любовь моя - море". Изложенная в оркестре и подхваченная хором без слов (как вокализ), увертюра создает поэтический образ волнующегося моря, заманчиво зовущего в свои дали. Нет, это не просто звуковой пейзаж. Это образ моря, одухотворенного людьми, которые не могут жить без него и которые навечно связали с ним свою судьбу. Оригинальность же увертюры к "Золотой долине" в том, что, за исключением первых пяти тактов, которые воссоздают тему гор (несколько в ином изложении тема гор повторяется перед финалом увертюры), весь остальной ее материал представляет собой свободную фантазию на две-три темы из оперетты, изложенную в жанре вальса, - редкий образец увертюры-вальса. Вальсовые темы лиричны и светлы, но заключают в себе и элементы драматического пафоса. Невольно вспоминается романтический вальс из кинофильма "Моя любовь", который также содержит в себе скрытый драматизм и является образцом редкого вальса - сонатного. По этому поводу Л. Ауэрбах точно подметил, что "Дунаевский сумел уложить несколько оригинальных тем вальса в обязательные разделы сонатной формы - вступление, главная партия, побочная, разработка, реприза, кода - и сделал это с таким мастерством, что сама "сонатная конструкция" вальса доставляет эстетическое наслаждение, как, впрочем, и ее тематическое музыкальное наполнение"6. Хотелось бы добавить, что главная тема гениального вальса А. Хачатуряна из его музыки к драме М. Лермонтова "Маскарад" обязана своим рождением именно вальсу Дунаевского.


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 |

Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку
на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Counter CO.KZ: счетчик посещений страниц - бесплатно и на любой вкус © 2004-2022 Наум Шафер, Павлодар, Казахстан