Наум Шафер
Книги и работы
 Книги и работы << Наум Шафер. День Брусиловского << ...
Наум Шафер. День Брусиловского. Мемуарный роман

Наум Шафер. День Брусиловского

"Ветка Палестины"


Стpаницы: | 1 | 2 | 3 |

По лицу композитора пробежала лукавая улыбка: он всё понял и... вроде испытал удовлетворение. Но тут же повернул разговор в другую сторону, имитируя непонимание и облегчая моё положение:

- Ну разумеется, ваш третий кумир - это недавно умерший сочинитель цыганских романсов Борис Фомин.

- Как недавно умерший? Он ведь жил в девятнадцатом веке!

- Здравствуйте, пожалуйста! Он ровесник вашего Дунаевского и умер в довольно молодом возрасте всего лишь лет пять тому назад.

- Борис Фомин?!

- Да, Борис Фомин.

- Тот самый, который сочинил один из лучших старинных романсов "Только раз бывает в жизни встреча"?

- Именно тот самый. Причём сей популярный романс он сочинил, можно сказать, при мне, в двадцатых годах, когда я постоянно курсировал между Москвой и Ленинградом. Фомин был талантлив, но не имел специального образования. Он иногда обращался к музыкантам, даже к студентам консерватории, чтобы они довели до кондиции клавир его очередного романса. Кто-то довёл до кондиции и романс "Только раз". Говорят, что Блантер. Впрочем, я в этом не уверен, потому что Блантер и сам иногда нуждался в профессиональной поддержке, в особенности, когда надо было сделать оркестровую партитуру... Но давайте вернёмся к Глинке. Какому из двух его романсов вы бы отдали предпочтение - "Жаворонку" или "Я помню чудное мгновенье"?

- Ну конечно "Я помню чудное мгновенье"!

- Ишь, какой прыткий... А почему?

Я пустился в "плавание" по поводу несовместимости этих вещей, потому что "Жаворонок", дескать, написан в обычной куплетной форме, а "Я помню чудное мгновенье"- это сложная форма музыкального повествования, в котором раскрываются тончайшие эмоциональные оттенки пушкинских стихов.

- Сложная форма... эмоциональные оттенки... - недовольно проворчал Брусиловский. - Вы ещё не поступили в консерваторию, а уже рассуждаете, как консерваторская крыса. Что же будет, если закончите консерваторию? Неужели станете жертвой академического музыкального обучения? Неужели начнёте фыркать на гениальные мелодии, изложенные в двухчастной песенной форме? Да вы же сами, чёрт возьми, так сочиняете! Откуда же это чистоплюйство? И где логика? Намекаете на значительность "Люблю одну" и игнорируете "Ветку Палестины", созданную в традициях построения глинкинского "Чудного мгновения". Я вас спрашиваю: где логика?

Пришлось, как говорится "заткнуться". И в самом деле: где логика? Зачем надо было городить чушь? Ведь я же безумно люблю "Жаворонка", люблю до слёз... Ну понятно: хотел предстать перед Брусиловеким как ценитель сложных форм в вокальной лирике, хотел покрасоваться перед ним в чужом платье.

- Если хотите знать,- продолжал маэстро, то в истории русской музыкальной культуры "Жаворонок" - это первая великая песня о Родине, то есть о России. Да, да. Не "Вижу чудное приволье", не "Широка страна моя родная", а именно "Жаворонок". Величие может проявиться не только в эпичности, но и в тихой лирике, где сконденсированы разнообразные эмоции, связанные с широтой восприятия окружающего мира. Формально романс Глинки - о парящем между небом и землёй жаворонке, фактически - о духовной красоте русской природы, которую следует воспевать не декларативно, а путём тщательно найденных поэтических образов, превращающихся в чудесный символ и способных задеть сердце. В простом двухчастном построении - потрясающая обобщённость в сочетании со щемящим личностным переживанием: "Кто-то вспомнит обо мне и вздохнёт украдкой".

После некоторой паузы Евгений Григорьевич подвёл, как всегда, неожиданный итог:

- Впрочем, в вашем ответе на мой вопрос всё-таки есть рациональное зерно... Дело в том, что "Жаворонка" мог бы сочинить, скажем, и Варламов. Или Гурилёв. А может быть, и Булахов. А что? Поднатужились бы и сочинили. Они ведь гениальные мелодисты. И проникнуты русской песенностью. Но музыку к стихотворению Пушкина "Я помню чудное мгновенье" никто бы из них сочинить не смог - даже если б попытались вылезти из кожи. Ведь помимо таланта здесь требуется глубокий интеллект и свободное владение музыкальной драматургией... Ну идите... Поразмышляйте над тем, каким образом вам удалась "Ветка Палестины": случайно или закономерно? Лично я пока не могу взять на себя ответственность сказать что-либо однозначное по этому поводу.


Стpаницы: | 1 | 2 | 3 |

Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку
на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Counter CO.KZ: счетчик посещений страниц - бесплатно и на любой вкус © 2004-2022 Наум Шафер, Павлодар, Казахстан