Наум Шафер
Книги и работы
 Книги и работы << ...
Тайны прошлого: смерть Исаака Дунаевского
 

Книги и работы

Наум Шафер. Роковой акт.


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | >> |

Трудно понять, почему у составителей "Акта" вызвали возмущение слова композитора о том, что "гром пушек" - не его стихия и поэтому именно в годы войны он испытывал "творческое бессилие". В сущности, Дунаевский просто повторил то, о чем неоднократно писал в своих письмах, и что пытались психологически обосновать некоторые музыковеды, в частности Л.В. Данилевич, автор первой послевоенной брошюры о его творчестве: "Военные песни Дунаевского менее известны, чем его песни, созданные в довоенные годы. Дунаевский - певец радости, счастья. В его палитре светлые, радужные краски преобладают над суровыми, драматическими. В этом причина того, что военные песни Дунаевского менее увлекательны и ярки, нежели песни о мирной жизни"6.

Оставим в стороне формулировку "певец радости, счастья" - она весьма условна, потому что довоенные годы были чреваты жуткими репрессиями, и Дунаевский романтически воспевал не столько реальное, сколько воображаемое "счастье"7. Необходимо отметить, что Данилевич, как и другие музыковеды, связывает творческие неудачи композитора во время войны главным образом с его перерывом в киноработе. (Можно добавить: и в театральной тоже.) Действительно, Дунаевскому очень редко удавались песни, написанные "просто так". Он был прирожденным музыкальным драматургом, и сочинить песню вне кинофильма или оперетты, т.е. вне задачи создания художественного образа, ему было так же трудно, как оперному композитору - скажем, Верди - написать "просто так" арию или песню. Между тем рассуждения композитора о том, что он не может писать музыку о танкистах вообще, о летчиках вообще, о советском школьнике вообще и т.д., а может писать только о конкретной личности, составители "Акта" приняли в штыки.

Из-за чего они негодуют? Почему пытаются "перекрыть кислород" композитору?

Оказывается, Дунаевский бичует плакатный стиль современных советских песен с их навязчивыми идеализированными героями! Тут составители "Акта" нисколько не ошиблись. Родоначальник нового направления в массовой песне, Дунаевский на самом деле ненавидел слащавую и ложно-мужественную плакатность, которая подтачивала и убивала живое чувство. Даже "Марш энтузиастов" он сделал личной песней Тани Морозовой в кинофильме "Светлый путь".

Мечта прекрасная,
Еще неясная
Уже зовет тебя вперед, -

пела в фильме Любовь Орлова за сильную духом, но сомневающуюся Таню. Такой текст не устраивал чиновников от искусства, ревнителей плакатных песен.

Мечта прекрасная,
Мечта крылатая
Уже зовет тебя вперед, -

пел на эстраде Владимир Бунчиков, хотя в глубине души он, возможно, спорил с чиновниками.

Мечта прекрасная,
Как солнце, ясная
Уже зовет тебя вперед, -

вынуждена была петь на праздничных концертах перед руководителями партии и правительства блистательная Ирина Архипова... Уж кто-кто, а Дунаевский знал, что значит обезличить песню. По сути, выступая в Горьковской консерватории, он пытался обозначить путь спасения массовой песни от дальнейшей деградации: коллективизм чувств не должен подавлять человеческую индивидуальность, а сам человек не должен стать рабом грандиозных экспериментов во имя социального идеала.

По "Акту", можно сделать вывод, что у Дунаевского было неприязненное отношение к некоторым своим коллегам, в частности к Н.В. Богословскому. Но здесь присутствуют богатейшие нюансы, которые должны предохранить нас от односторонних суждений.

Как признавался сам Никита Владимирович Богословский, именно Дунаевский стал его крестным отцом в кино: он рекомендовал молодого композитора режиссеру В. Вайнштоку, приступившему к съемкам фильма "Остров сокровищ". Исаак Осипович на первых порах был в восторге от Богословского. "Этот Никита! Какой талантливый, многообещающий композитор и какой интересный, остроумный человек!" - делился он впечатлениями с близкими и друзьями. Не будем говорить сейчас о том, почему позднее Дунаевский умерил свой восторг, остановимся лишь на эпизодах, которые запечатлены в "Акте".


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | >> |

Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку
на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Counter CO.KZ: счетчик посещений страниц - бесплатно и на любой вкус © 2004-2022 Наум Шафер, Павлодар, Казахстан