Наум Шафер
Книги и работы
 Книги и работы << Н.Шафер. Дунаевский сегодня. << ...
Н.Шафер. Дунаевский сегодня. М.: Сов. композитор, 1988. — 184 с

Н.Шафер. Дунаевский сегодня.

Заключение

После И.О. Дунаевского песня многое приобрела. Но кое-что и потеряла. В наши дни М. Фрадкин, А. Пахмутова, Я. Френкель и другие композиторы старшего и среднего поколения значительно обогатили советскую песенную классику. Вместе с тем в произведениях некоторых молодых композиторов нет той непосредственности и открытой душевности, которые были прежде свойственны советской песне. Появилась тенденция придавать песне развлекательный характер. Вероятно, немалую роль здесь играет и то обстоятельство, что все больше стирается грань между массовой и эстрадной песнями.

Не признавая иерархии в музыкальных жанрах, Дунаевский тем не менее был убежден, что эстрадное развлекательство и массовая песня - разные вещи. С. Василенко, автор известных симфонических и камерных произведений, писал Дунаевскому: "Я считаю Вас композитором, нашедшим свое музыкальное лицо, композитором, сумевшим сделаться популярным и доступным народным массам, не прибегая к дешевым приемам, а создавая прекрасную, художественную музыку, имеющую огромное распространение и прямой путь к сердцу народа"1.

И действительно, ненавидя примитив и халтуру, Дунаевский стремился утвердить в быту такую "легкую" музыку, которая не только развлекала бы, но и воспитывала, формировала духовные качества человека, развивала подлинный эстетический вкус.

Еще в 1948 году Т. Хренников назвал Дунаевского "первым композитором, который приблизил советскую музыку к народу"2. Какое счастье, что эти слова были произнесены при жизни композитора, что он услышал их!..

Семнадцать лет спустя Т. Хренников выразил свою мысль другими словами. Он сказал просто и емко: "Наш великий композитор Дунаевский"3.

Эти слова Дунаевскому уже не суждено было услышать, как не услышал он и недавно произнесенных слов В. Канделаки, оценившего его как композитора, "гений которого расцвел в оперетте и способствовал ее утверждению в качестве высокого жанра"4.

Но главное, что эти слова все-таки были произнесены. И не в том суть, что они относятся персонально к Дунаевскому, а в том, что они узаконивают подлинное равноправие всех жанров в большой и многоликой семье искусств.

Художественная полноценность и благородство произведения искусства зависят не только от степени таланта, но и от человеческих качеств творца, от степени слияния его жизненных и творческих принципов. Исаак Осипович Дунаевский был добр в жизни и добр в искусстве. Он был бескомпромиссен к человеческой фальши и подлости и с такой же бескомпромиссностью относился ко всяким попыткам профанации жанра, которому отдал всю свою жизнь, - здесь ни дружеские отношения, ни мысли о неприятных для него последствиях не играли никакой роли. Как в жизни, так и в искусстве Дунаевский был исключительно благороден.

Все его творчество полно неистребимой веры в жизнь. "Чеканный шаг" и "пружинистые мускулы" - это лишь внешние атрибуты, за которыми мы слышим призыв к духовному мужеству и жизнелюбию. Музыка Дунаевского напоминает нам о высоком предназначении человека, о его красоте и достоинстве, которые могут раскрыться только при полной раскрепощенности мыслей и чувств. Такой глубины и философичности "легкая" музыка еще не знала - ни у нас, ни за рубежом. Дунаевский пришел к нам в 80-е годы с незапятнанными идеалами Добра, Справедливости, Интернационализма. Народность и долговечность его творчества не подлежат никакому сомнению. И пока жива Песня - жив Дунаевский.

 

Далее в книге: Нотные примеры

Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку
на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Counter CO.KZ: счетчик посещений страниц - бесплатно и на любой вкус © 2004-2022 Наум Шафер, Павлодар, Казахстан