Наум Шафер
Книги и работы
 Книги и работы << Наум Шафер. Дворняги, друзья мои... << ...
Дворняги, друзья мои...

Наум Шафер. Дворняги, друзья мои...

Послесловие


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 |

"СОБАКА. ...почему поступаешь так жестоко с моими друзьями - бездомными кошками и собаками. Зачем нас уничтожать?

ЧЕЛОВЕК. Бывают в жизни такие моменты, когда делаешь что-то против своей воли. Но делаешь это сознательно, чтобы потом получить меньший урон. Самое дорогое для человека - это жизнь, здоровье. Эти твои друзья где только ни ходили и, естественно, набрались всяких паразитов. Они стали опасными для твоих сородичей и людей. Таких собак и кошек нужно изолировать, ограничить от общества, чтобы, не дай бог, ты не заболел. Если мы разбогатеем, я за тебя готов платить не только 500 тенге, а 1000 заплачу, чтобы только потом построить такой дом, дворец, где твоих друзей можно было содержать. Но пока самый радикальный способ - убрать их".

Посмотрите, как ловко, с использованием известной фразы Николая Островского ("Самое дорогое для человека - это жизнь") одна проблема подменяется другой. Вместо того чтобы обрушить свой гнев на тех, по чьей вине расплодились бездомные кошки и собаки, наш высокопоставленный администратор с притворными вздохами ополчается на несчастных животных, которые ни в чём не виноваты. "Если мы разбогатеем..." Да никогда мы не разбогатеем (прежде всего - духовно) с такими мыслями и настроениями. Подай нищему сейчас, а не жди, когда разбогатеешь!

Впрочем, зачем осуждать павлодарского теоретика? У него были великие предшественники. Академик Павлов и его последователи с казарменно-канцелярским усердием замучили в вивариях ("во имя науки"!) сотни тысяч собак, а потом соорудили "Памятник собаке". Видеть не хочу этого фарисейского памятника. .. А вот есть на Аляске другой памятник - собаке Балту. Вожак упряжки, Балт потерял своих "подчинённых" во время сильной морозной пурги, но, надрываясь из последних сил, дотащил до поселка пакет с целебной сывороткой, спасшей жизнь людям, которые уже потеряли надежду на выздоровление. Вот к этому памятнику я возложил бы цветы! Не только в честь Балта. Но и в честь людей, оценивших собачий подвиг - между прочим, тоже "во имя науки". Но такой науки, которая неразделима с подлинной нравственностью.

Лицемерие рядится в разные одежды. В быту оно иногда является средством собственного самоутверждения при помощи элементарной логики, которая ограждает человека от осознания своего ничтожества. Выводит как-то на прогулку моя жена Ладу и Дейка, а на скамейке сидят алкаши (или наркоманы), уже с самого раннего утра потерявшие человеческий облик - заросшие, грязные, опухшие. Один из них, едва ворочая языком, пытается комментировать:

- Эти интеллигенты как свиньи. Живут с собаками в квартире. Никакой чистоты, никакой гигиены.

Классический пример "игрового" по сути момента! Именно так, с учёным видом знатока, важные государственные сановники, провалившие при Брежневе экономику страны, с упоением цитировали труд вышеупомянутого Карла Маркса "К критике политической экономии", в результате чего родился нелепый, бесконфликтно-безграмотный тезис: "Экономика должна быть экономной".

Но есть, к счастью, примеры и других "игр". Писатель Рувим Фраерман, автор некогда знаменитой повести "Дикая собака Динго", мог закончить какое-нибудь письмо так: "Жму лапу твоей собаке". Сколько доброго юмора и открытой сердечности проявляется в коротенькой фразе! И мне нравится, что моя дочь Лиза, живущая ныне в Израиле, как бы невзначай пишет почти в каждом письме: "Привет от Валеры, Наташи, Яши, Милочки и Тузика". И еще мне нравилось, что Любовь Захаровна Старенченко, набравшая на компьютере в Астане эту книжку, почти каждый телефонный разговор заканчивала словами: "Передайте вашему Дейку привет от моего Дейка". Да, наши собаки были тёзками, но по характеру и повадкам - совершенно разные. Второй Дейк сейчас жив и здоров, и вы можете его лицезреть на фотографии в начале книги. Не зря мытищинский священник отец Андрей 12 июля 2001 года освятил в Москве приют для бездомных собак. "Собачья" проблема входит составной частью в глобальную проблему потерь общечеловеческих ценностей. Непомерная тяжесть жизни многих слоев населения, лихоимство властей, нищета духовного мира, при которой развлекательная телевизионная программа заменяет общение с умной книгой, несовершенство судебной системы, жаркая и сбивчивая парламентская болтовня, допотопные формы существования бомжей на фоне ослепительного бытия новоявленных буржуа, дискредитация прежних общественных идеалов, культ доллара, расцвет наркомании, нашествие спида и музыкальной попсы - таковы грозные симптомы общественного разложения. Человек разрушает мир, созданный Богом! Об этом - стихотворение замечательной алма-атинской поэтессы Светланы Штейнгруд, тоже перекочевавшей в Израиль. Поскольку её книга "Предчувствие жизни",изданная в 1997 году в Тель-Авиве, мало известна в Казахстане и России, привожу полностью одно из стихотворений, имеющее отношение к теме нашего разговора. Оттолкнувшись от пастернаковских строк - "Я люблю твой замысел упрямый и играть согласен эту роль" - Светлана далее продолжает:


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 |

Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку
на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Counter CO.KZ: счетчик посещений страниц - бесплатно и на любой вкус © 2004-2022 Наум Шафер, Павлодар, Казахстан