У этого двойного альбома могут быть два типа недоброжелателей. К первому типу я бы отнёс некоторых музыкантов-профессионалов, которые возмутятся тем, что я посмел объединить блистательного композитора, автора классических инструментальных и вокальных сочинений, с хриплым бардом, не имеющим специального музыкального образования и исполняющим свои песни под гитару с применением преимущественно трёх или четырёх аккордов.
К другому типу недоброжелателей я бы отнёс определённых фанатов бардовского направления, которые посчитают недопустимым отождествлять многострадального певца-бунтаря, выразителя душевной боли целого поколения, с официальным и благополучным композитором, ревностно служившим тоталитарному режиму
Но давайте спокойно разберёмся. Во-первых, в подлинном искусстве нет границ между большими и малыми жанрами. Стихотворение "Я помню чудное мгновенье" и роман "Война и мир" с одинаковой силой моделируют один и тот же поэтический мир, но только в разном содержательном объёме и в разных жанровых формах. И талантливая трёхминутная песня подчас может отразить такой же накал страстей, как и большая героическая симфония. Тут главное - не впасть в чванливое эстетство при насильственном делении искусства на "высокие" и "низкие" жанры. Ведь нынешняя попса отвратительна не потому, что она приобрела массовый характер (песни Дунаевского и Высоцкого тоже были массовыми), а потому, что она вообще не имеет отношения к искусству.
Во-вторых, уместно вспомнить начало одного из стихотворений Евгения Евтушенко: "Большой талант всегда тревожит". Истинная правда. Глагол "тревожит" здесь, по-моему, ослепительно многозначен. С одной стороны, талант тревожит души людей, побуждая их на благородные и бескорыстные поступки, С другой стороны, большой талант тревожит трусливых верховных деятелей, боящихся конкуренции по части влияния на общественное мнение. От таких талантов они пытаются избавиться.
Те, кто полагает, что Исаак Осипович Дунаевский был любимцем властей, глубоко ошибаются. Более полвека тому назад, когда он внезапно умер, некролог разрешили опубликовать лишь двум центральным газетам - "Литературной" и "Советскому искусству". Другие официальные издания, в том числе "Правда" и "Известия", отмолчались, вернее, отделались традиционными маленькими "квадратиками". Так же отмолчались все периодические издания, когда умер Владимир Семёнович Высоцкий: страницы газет были заполнены заметками по поводу ухода из жизни Джо Дассена.
С чисто формальной точки зрения, Дунаевский числился в разряде "прославителей", а Высоцкий - в разряде "ниспровергателей". Почему же они в равной степени были привлекательны для публики и неугодны властям? Ответ кроется всё в той же евтушенковской фразе: "Большой талант всегда тревожит". Слишком много таланта и ума было у того и у другого, слишком оригинальными были и тот и другой, чтобы покорно уложиться в "прокрустово ложе" догматической государственной системы.
После XX съезда коммунисты идейно спохватились. День 25 июля стал днём траура по Дунаевскому: радио и телевидение почти в течение четверти века заготавливали специальные передачи для этого скорбного дня, в периодической печати появлялись соответствующие статьи и заметки... Всё изменилось после 1980-го года: общество было настолько потрясено непредвиденной кончиной великого барда, что день 25 июля превратился в День памяти только Владимира Высоцкого.
На первых порах это было обусловлено горькой, но справедливой логикой: в сфере нашей культуры появились иные эстетические критерии и новые идейные программы. Но сегодня настало время по-иному объяснить происшедшее. Есть значительная категория людей, которые воспринимают песни только сквозь призму словесного текста. Между тем в профессиональной массовой песне (в отличие от бардовской) ведущая роль принадлежит музыке. У Евгения Клячкина есть на этот счёт любопытная песенка:
Ах, не дели ты с музыкой слова - они, как мы с тобой, неразделимы. А если и сольются воедино, то лгут слова, а музыка - права.
Воистину! Случалось, что в песнях Дунаевского слова лгали, но музыка - никогда.
Она выжила благодаря своему благородству. Напомню, что её безоговорочно любил и ценил Михаил Булгаков, а Фёдор Шаляпин порывался спеть "Широка страна моя родная", справедливо полагая, что изумительная мелодия - вне всякой политики.
Был ли Дунаевский "прославителем"? Безусловно. Но прославлял он не тоталитарный режим, как думают некоторые, а романтическую веру в добрую сказочную страну, где люди молоды, здоровы, счастливы.
Был ли Высоцкий "ниспровергателем"? Безусловно. Но низвергал он не страну социализма, как это пытаются доказать наши любимые "демократы", а ту дубинную номенклатуру, которая подорвала престиж великого государства и превратила его в бездушную бюрократическую систему. Не случайно Юрий Карабчиевский с одинаковой яростью набрасывался и на Маяковского и на Высоцкого: с его точки зрения, и тот и другой любвеобильно служили мифическим идеалам Октябрьской революции.
Подлинный художник - всегда в оппозиции к политическому и духовному гнёту, к бюрократическому регламентированию жизни Таким был Владимир Маяковский. Такими были Исаак Дунаевский и Владимир Высоцкий, ушедшие из жизни с разницей ровно в четверть века, но в один и тот же день - 25 июля. Послушайте, как романтическая инструментальная музыка Дунаевского плавно "переливается" в бунтующие, лирические и юмористические песни Высоцкого: неудержимая страстность увертюры к "Детям капитана Гранта" - в волевую неистовость песни "Ещё не вечер"; облагороженные "блатные" интонации из вальса к "Трём товарищам" - в душещипательную дворовую "Татуировку"; раскрепощённый разгул музыкальной драки из "Весёлых ребят" - в антимещанское восстание буйного героя песни "Ой, где был я вчера"... И так далее - номер за номером, до самого конца, пока похоронное адажио "Плот" не сольётся с прощальными "Конями привередливыми"...
Наум Шафер, составитель программы.
Содержание дисков:
CD I
a) И.Дунаевский - Увертюра к кинофильму "Дети капитана Гранта"
б) В.Высоцкий - Еще не вечер
a) И.Дунаевский - Лирический вальс из кинофильма "Три товарища"
б) В.Высоцкий - Татуировка
a) И.Дунаевский - Музыкальная драка из кинофильма "Веселые ребята"
б) В.Высоцкий - Ой, где я был вчера
a) И.Дунаевский - Еврейская рыбацкая из кинофильма "Искатели счастья"
б) В.Высоцкий - Антисемиты
a) И.Дунаевский - Выходной марш из кинофильма "Цирк"
б) В.Высоцкий - Диалог у телевизора
a) И.Дунаевский - Французская шансонетка
б) В.Высоцкий - Она была в Париже
a) И.Дунаевский - Спортивный марш из кинофильма "Вратарь"
б) В.Высоцкий - Утренняя гимнастика
a) И.Дунаевский - Полька из кинофильма "Кубанские казаки"
б) В.Высоцкий - Почему аборигены съели Кука
a) И.Дунаевский - Пути-дороги
б) В.Высоцкий - Дорожная история
a) И.Дунаевский - Кораблекрушение - из кинофильма "Дети капитана Гранта"
б) В.Высоцкий - Порвали парус
Общее звучание - 43.55
CD II
a) И.Дунаевский - Позывные и Песня о Родине из кинофильма "Цирк"
б) В.Высоцкий - Мы вращаем Землю
a) И.Дунаевский - Моя Москва
б) В.Высоцкий - Он не вернулся из боя
a) И.Дунаевский - Вальс из кинофильма "Кубанские казаки"
б) В.Высоцкий - Песня о друге из кинофильма "Вертикаль"
a) И.Дунаевский - "Сердце" - из кинофильма "Веселые ребята"
б) В.Высоцкий - Ноль семь
a) И.Дунаевский - Музыкальный момент
б) В.Высоцкий - Москва-Одесса
a) И.Дунаевский - Дуниада (Фрагмент джаз-фантазии)
б) В.Высоцкий - Протопи ты мне баньку хозяюшка
a) И.Дунаевский - Увертюра к оперетте "Вольный ветер" (Фрагмент)
б) В.Высоцкий - Охота на волков
a) И.Дунаевский - Адажио из кинофильма "Дети капитана Гранта"
б) В.Высоцкий - Кони привередливые
Общее звучание - 44.52
Составитель - Наум Шафер
Звукорежиссер перезаписи - Сергей Крыжановский
Дизайн - Владимир Шелкопляс
Департамент культуры Павлодарской области
Дом-музей Шафера
Павлодар, 2007
Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter