Наум Шафер
Книги и работы
 Книги и работы << ...
Журнал `Театр`, 1988 г. N 6: Н.Шафер. Владимир Высоцкий как композитор
 

Книги и работы

Н.Шафер. Владимир Высоцкий как композитор


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Самому же Высоцкому как интерпретатору своих песен было порой очень нелегко - в особенности, когда он записывался на пластинки. У него не было возможности записываться один на один с гитарой - он вынужден был петь в сопровождении различных инструментальных ансамблей. Ему иногда везло: попадались ансамбли, которые аккомпанировали с большим тактом по отношению к содержанию и стилю песни. Так, получились прекрасные записи песен "Он не вернулся из боя", "Братские могилы", песен для кинофильмов "Вертикаль", "Ветер надежды", для диск-спектакля "Алиса в стране чудес"... Но бывало и по-другому. Чаще всего Высоцкому приходилось записываться с ансамблем "Мелодия" под руководством Г. Гараняна. Среди удавшихся записей здесь в первую очередь вспоминаются, конечно, "Кони привередливые", однако в целом все то, что Гаранян делал с песнями Высоцкого, было сплошной эстрадной стандартизацией. Проникновенная лирическая песня вдруг приобрела искусственную моторность - например, "Дом хрустальный". Иногда Высоцкий напоминал Лаокоона, опутанного змеями: он кричал, пытаясь перекрыть громоздкую аранжировку и вырваться из опутавших его труб, саксофонов, тромбонов, электрогитар, которым, казалось, дела нет до того, о чем он поет. В таком виде были записаны "Корабли", где назойливый аккомпанемент убивал живую душу песни. А шаблонные "финтифлюшечные" отыгрыши в "Утренней гимнастике" и "Москве - Одессе" придавали песням неприятную легковесность, отвращали слушателей от серьезного подтекста. Многим поклонникам Высоцкого известны его записи, сделанные во Франции. Там тоже музыкальное сопровождение оставляет желать много лучшего. Правда, французский ансамбль все же не мешал Высоцкому петь, а иногда и помогал ему, создавая необходимый настрой для таких песен, как "Протопи ты мне баньку, хозяюшка" или "Ну вот, исчезла дрожь в руках". Однако в большинстве случаев поражает удивительный разнобой между содержанием и музыкальным сопровождением, разнобой, приводящий к откровенной пошлости: так, например, горькая песня "Правда и Ложь" оформлена в виде беспечного парижского вальса с солирующим аккордеоном.

Народное начало многих песен Высоцкого восходит к творчеству скоморохов, этих уличных правдолюбцев, у которых за внешним шутовством таились злободневность, гнев и веселая сатира. Но напрасно ретивые блюстители прописных норм стремились найти у него глумление над всем святым. Песни Высоцкого рождались от любви и боли.

На своих концертах певец неоднократно рассказывал, что многие слушатели шлют ему письма, в которых спрашивают, не шоферил ли он, не сидел ли, не работал ли в уголовном розыске и т. д. и т. п. Он иронизировал над тем, почему его не спрашивают, не был ли он самолетом, кораблем, волком, лошадью. Зря иронизировал. На самом деле он был и самолетом, и волком, и кабаном - иначе его песни не потрясали бы. У него была удивительная, можно сказать, сказочная способность перевоплощаться в животных и вещи, потому что он не отъединял себя от мира наших "меньших братьев", а в вещах чувствовал живую душу их создателя. Вот откуда эта высшая естественность выражения в его песнях-спектаклях, вот откуда этот апофеоз взаимодействия всего, что нас окружает.

...Как в финале симфонии Моцарта "Юпитер" - бесконечное взаимодействие тем и образов символизирует нашу постоянную зависимость друг от друга, нашу острую необходимость друг в друге...

В.Высоцкий на съемках телевизионного фильма режисера В.Виноградова `Я помню чудное мгновенье...`. (Фото В.Меклера)Высоцкий как композитор - тема чрезвычайно широкая и многообразная. И очень трудная. Прежде всего потому, что блестящая новизна содержания и формы поэтического текста, а также уникальность голоса певца отвлекают внимание от композиторского решения песни. И еще потому, что среди пишущих о Высоцком нет музыковедов - они до сих пор хранят чистоплотное молчание. Стоит ли в таком случае удивляться, что вопрос о композиторском даровании Высоцкого сводится к снисходительным суждениям о компилятивном характере его мелодий?

По своим внешним признакам композиторство Высоцкого действительно исчерпывается сумбурным набором всевозможных интонаций и музыкальных фраз из самых различных источников. Поделюсь некоторыми наблюдениями по этому поводу.

Источником "Песни о друге" из кинофильма "Вертикаль" является песня "Москва золотоглавая" из репертуара зарубежных цыган. На ее же мелодической основе у Высоцкого появилась песня "Живу я безрадостно".


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку
на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Counter CO.KZ: счетчик посещений страниц - бесплатно и на любой вкус © 2004-2022 Наум Шафер, Павлодар, Казахстан