Наум Шафер
Книги и работы
 Книги и работы << Михаил Булгаков. Оперные либретто. << ...
Михаил Булгаков. Оперные либретто.

Михаил Булгаков. Оперные либретто.

Н.Шафер. Петр Великий (комментарии к либретто)


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

"1. Нет народа (даже в Полтавской битве), надо дать 2-3 соответствующих фигуры (крестьянин, мастеровой, солдат и пр.) и массовые сцены.

2. Не видно, на кого опирался Петр (в частности - купечество), кто против него (часть бояр, церковь).

3. Роль сподвижников слаба (в частности роль Меншикова).

4. Не показано, что новое государство создавалось на жестокой эксплоатации народа (надо вообще взять в основу формулировку тов. Сталина).

5. Многие картины как-то не закончены, нет в них драматургического действия. Надо больше остроты, конфликтов, трагичности.

6. Конец чересчур идилличен - здесь тоже какая-то песнь угнетённого народа должна быть. Будущие государственные перевороты и междуцарствия надо также здесь больше выявить. (Делёж власти между правящими классами и группами.)

7. Не плохо было бы указать эпизодически роль иноземных держав (шпионаж, например, попытки использования Алексея).

8. Надо резче подчеркнуть, что Алексей и компания за старое (и за что именно).

9. Надо больше показать разносторонность работы Петра, его хозяйственную и другую цивилизаторскую работу. (Картина 2-ая схематична).

10. Язык чересчур модернизирован - надо добавлять колориты эпохи. Итак, это самое первое приближение к теме. Нужна ещё очень большая работа"4.

Не говоря уже о чисто конъюнктурном характере пунктов Керженцева ("взять в основу формулировку тов.Сталина", "шпионаж" и т.п.), от Булгакова требовалась такая детальная обрисовка соотношения классовых сил, какая была присуща, например, роману А.Н.Толстого "Пётр Первый". Керженцев не хотел знать, что оперное либретто на историческую тему призвано прежде всего отразить дух эпохи, а не углублённо раскрывать многообразие её социально-психологических конфликтов. Поэтому он ни словом не обмолвился о высоком уровне драматургического мастерства писателя, о разветвленном сюжете, да и вообще никаких положительных художественных качеств либретто он не заметил.

Керженцевская критика отразилась самым худшим образом на творческом самочувствии Булгакова. В письме от 2 октября 1937 года писатель жалуется Асафьеву на Керженцева, который почти полностью зачеркнул его работу:

"Керженцев прислал мне критический разбор работы в десяти пунктах. О них можно сказать, главным образом, что они чрезвычайно трудны для выполнения и, во всяком случае, означают, что всю работу надо делать с самого начала заново, вновь с головою погружаясь в исторический материал.

Керженцев прямо пишет, что нужна ещё очень большая работа и что сделанное мною, это только "самое первое приближение к теме".

Теперь нахожусь на распутье. Переделывать ли, не переделывать ли, браться ли за что-нибудь другое или бросить всё? Вероятно, необходимость заставит переделывать, но добьюсь ли я удачи, никак не ручаюсь. Со многим, что говорил [Мелик-] Пашаев, прочитавший либретто, я согласен. Есть недостатки чисто оперного порядка. Но, полагаю, выправимые. А вот всё дело в керженцевских пунктах"5.

Вопреки мнению Керженцева, Булгаков насытил либретто достаточно объёмным содержанием, дающим повод судить о концепции жизни и максимализме главного героя. В самом начале Петр показан в ореоле своей победы над шведами, здесь же даны краткие, но выразительные характеристики Мазепы и Карла XII. Далее писатель верно определяет и передаёт центральное положение Петра в гуще событий, связанных не только с укреплением военной мощи России, но и с утверждением нового типа нравственности - царь посылает на каторгу дворянина, забившего насмерть крепостного, и велит создать приют для покидных младенцев: "Что рожает, в том нет стыда, а вот стыдно младенцев отмётывать..." Сюда же примыкает сцена с проворовавшимся Меншиковым - кстати, она разыгрывается прямо на верфи в Адмиралтействе, благодаря чему фигура Петра предстаёт на фоне строительства очередного корабля. В четвёртой картине Булгаков показал потаённое сборище изменников во главе с Алексеем, ждущих смерти царя, чтобы вернуть Россию на старый путь - следовательно, претензии Керженцева здесь были более чем безосновательные. Писатель вводит в действие шутовской маскарад, выполняющий, с одной стороны, функцию подтекста (как это водилось в старину), а с другой - обнажающий новую грань характера Петра, который находит отдушину в житейских забавах. Вообще - превосходное сочетание возвышенного и житейского является характерным качеством либретто Булгакова. Отсюда его тяготение к сфере обыкновенного, показ предсмертных мук Петра и его чисто человеческой слабости, когда рядом с ним никого нет, кроме верной Екатерины, которую писатель характеризует с нескрываемой симпатией. В финале Булгаков успел (пусть упрощённо) обрисовать распри, связанные с воцарением на престол Екатерины.


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку
на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Counter CO.KZ: счетчик посещений страниц - бесплатно и на любой вкус © 2004-2022 Наум Шафер, Павлодар, Казахстан