Наум Шафер
Книги и работы
 Книги и работы << Михаил Булгаков. Оперные либретто. << ...
Михаил Булгаков. Оперные либретто.

Михаил Булгаков. Оперные либретто.

Н.Шафер. Черное море (комментарии к либретто)


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Думается, что в процессе работы над "Чёрным морем" Булгаков вспоминал формулу Шекспира в интерпретации Н.Н.Евреинова, что жизнь - это непрерывный "театр для себя" и что под понятие театра можно психологически подвести любые бытовые и исторические события, в том числе революцию. Не отсюда ли упрощённая драматургия либретто? Ведь Евреинов ратовал за сценический примитив, поскольку, по его мнению, чем сложнее спектакль, тем он более далёк от реальной жизни, следовательно, менее эмоционален. Вряд ли Булгакову удалось прочитать пьесу Евреинова "Шаги Немезиды", написанную им в эмиграции в 1939 году и лишь недавно опубликованную у нас. А между тем именно в этой пьесе (задолго до эссе Антона Антонова-Овсеенко) Евреинов в наиболее действенной и развёрнутой форме подводит под понятие театра всю вереницу лет сталинского террора. И демонстративно провозглашает свою теорию устами Генриха Ягоды (в финале): "Всюду одна лишь комедия: комедия служения народу. Комедия обожания вождей! Комедия суда и принесения повинной! Комедия, наконец, смертной казни! Какая-то беспардонная игра в театр или кровавая мелодрама, какие сочинялись в прежние времена, на потеху черни! Вот, что такое наше теперешнее житьё-бытьё. Одни играют роли "благородных отцов народа", другие - доносчиков-предателей, третьи - "роковых женщин", четвёртые - "палачей"! (Показывает на себя.) И всё это несуразное представление даётся с серьёзным видом, словно не весть какое остроумное "ревю"!"5.

Не это ли - ключ к либретто "Чёрное море"? Во имя цельности впечатления Булгаков постоянно пользуется приёмом "снижения значительного" не только у красных, но и у белых, благодаря чему блистательно оттеняется водевильность либретто. "Паскудный казус",- скучно выпевает в начале четвёртой картины белый офицер Сольский. "Паскудный казус",- хором подхватывают другие офицеры. Этого вполне достаточно, чтобы напрочь отбросить человеческую драму и чтобы все последующие события - хоть будь они трижды героическими и конфликтными! - воспринимались бы только в ироническом плане. Так оно и происходит. Красные и белые цепи действуют чуть ли не в тесном контакте друг с другом, можно сказать, по набоковской формуле - "приглашение на казнь". Впрочем, о том, как сходятся белые и красные цепи, и о том, как стреляются и сдаются в плен белые офицеры под аккомпанемент красноармейских возгласов "Даёшь море!" - уже шла речь выше. Можно добавить, что предварительно командир белого полка Брегге застрелил Сольского - именно за "паскудный казус", то есть за "хныканье". Нарочитая откровенность зрелищного эффекта, исключающего чувство страха, не подлежит сомнению.

Для полнейшего погружения в увлекательную опереточную стихию не хватало лишь переодевания - оно и состоялось, даже два раза. В первый раз переодевается Болотов: он облачается в форму сбежавшего белого офицера и едет в контрразведку, чтобы любой ценой спасти жену от расстрела. Во второй раз маскируется Марич: набрасывает на себя плащ и фуражку только что убитого Маслова и благополучно сбегает из-под ареста. Кстати, Маслова убил Болотов, и убил, разумеется, довольно эксцентрично и быстро (и при этом - абсолютно спокойно) - именно в тот момент, когда начальник контрразведки допрашивал его больную жену. Эта сцена сделана по восхитительным законам классической клоунады:

БОЛОТОВ. Что с ней?

МАСЛОВ. Она немного нездорова, грипп, простуда...

МАРИЧ. Он лжёт! Она болеет тифом! Он её пытал.

Болотов стреляет в Маслова, тот падает.

Вообще та рискованная лёгкость, с которой происходит серия убийств в "Чёрном море", придаёт всем событиям оттенок ирреальности, подчёркивая при этом их полнейшую абсурдность.

"Чёрное море" короче других оперных либретто Булгакова - неполный печатный лист... Не исключено, что, опасаясь нравственного ущерба, писатель неоднократно спрашивал себя: а зачем? Желание поскорее избавиться от либретто на революционную тему и поставить долгожданное слово "конец" подсознательно проявилось в том, что в финале это слово употребляется... шесть раз! Повторяется с наслаждением и с чувством радостного освобождения от упрощённо-примитивных персонажей:


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку
на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Counter CO.KZ: счетчик посещений страниц - бесплатно и на любой вкус © 2004-2022 Наум Шафер, Павлодар, Казахстан