Наум Шафер
Дом Шафера
 Дом Шафера << ...
В святая святых - хранилище музея
 

Дом Шафера

Есть такой музей в Павлодаре


Стpаницы: | 1 | 2 |

Я давно заметил, что почти каждый, кто занимается исследованием творчества Булгакова, непременно попадает в какую-то мистическую историю. До сих пор с содроганием вспоминаю следующий случай. Получаю телеграмму из Ленинграда от Александра Алексеевича Нинова, составителя 3-го тома «Театрального наследия» Булгакова (я подготовил к печати один из разделов этого тома): «Срочно приезжайте по издательским проблемам». Приехал и — угодил на похороны Нинова… Другой похожий случай, происшедший в том же Ленинграде. Как-то я подарил коллекционеру Борису Григорьевичу Метлицкому четыре старинные пластинки фирмы «Пате», которые можно было проигрывать только на специальной аппаратуре, имеющейся у него. Растроганный, он пообещал, что к следующему моему приезду в Ленинград приготовит для меня две редких пластинки Дунаевского в исполнении уже забытых певиц Веры Духовской и Елены Кругликовой. Приезжаю — и опять попадаю на похороны… Дул пронизывающий ветер, снег падал хлопьями. Я зашел погреться в антикварный магазин. Смотрю, стоит полочка с несколькими пластинками. Начинаю их перебирать. И вдруг кровь приливает к голове: стоят рядышком Духовская и Кругликова. С теми самыми песнями Дунаевского! Хотите верьте, хотите — нет, но это Борис Григорьевич, выполнив обещание, как будто прислал их с того света. И цена-то была символическая, почти что даром. Действительно, как подарок…

— Кем и как субсидируется ваш музей и каковы его затраты?

— Музей находится на бюджетном финансировании Павлодара согласно договору с городским управлением культуры. Договор утвержден акимом города в соответствии с программой «Хранение историко-культурных ценностей». В нашем штате шесть человек, которые получают зарплату. Мы сполна ее оправдываем. В истекшем году наш музей посетили 9 300 человек. Мы проводим литературно-музыкальные вечера, концерты грамзаписи, творческие встречи, презентации книг и музыкальных дисков, регулярно организуем экскурсии, читаем лекции, делаем выставки…

— Чем полезен музей городу?

— Собственно говоря, я уже ответил на этот вопрос, перечислив мероприятия, которые мы проводим. Могу добавить, что наш Дом — это детище утвердившейся демократии республики, результат укрепления ее экономики. Значение музея не исчерпывается какой-либо одной функцией, даже особо важной, как, например, сохранение национального культурного наследия. Это еще и пропаганда содержания, рекламная работа, каталогизирование, рекомендации, то есть все, что обеспечивает доступность фонда. Работы здесь — непочатый край. К чему-то приступили, а многое еще в стадии желаемого: электронный каталог, научная систематизация статей, перевод ценных бьющихся пластинок на современные звуконосители, составление тематических каталогов… Если мы будем любить друг друга, то все сделаем.

При помощи главного хранителя подготовили два лазерных диска с реставрированными записями Куляш Байсеитовой и один диск первого казахстанского барда Виктора Мильто. Что же касается меня лично, то я по-прежнему поддерживаю активную связь с филофонистами и музыковедами. В Москве вот-вот выйдет филофонический сборник под общей редакцией В. К. Солоненко. Я написал туда две статьи.

— Как составляются планы ваших «пятничных» вечеров? Состав их ведущих и слушателей? Сопрягается ли музыкальное просвещение с пропагандой других видов искусств?

— Мы ориентируемся прежде всего на состав коллекции. Между прочим, у нас большое количество казахских пластинок с записями 30-х годов, и мы неоднократно удивляем слушателей каким-нибудь раритетом. Каждую пятницу в нашем музее проводятся вечера, приуроченные, как правило, к юбилеям или к знаменательным датам. Например, «Владимир Высоцкий и русский бард-рок», «Оливье Мессиан и его «Квартет на конец времени», «Киномузыка Альфреда Шнитке», «Великие теноры» и так далее. Мы не только сами проводим лекции, но приглашаем профессиональных музыкантов, поэтов, художников, артистов… Короче говоря, в нашем музыкальном салоне равноправно господствуют все виды искусств.

— Есть ли какие-либо трудности у музея?

— Недавно появились финансовые ревизоры, для которых частная коллекция, субсидируемая государством, является нонсенсом. Их совершенно не интересует, что она подготавливается к полной и безвозмездной передаче государству. Они зациклились на данном этапе — и все. Но я верю в мудрость властей, которые создали наш музей и не дадут его разрушить. Считаю, что можно преодолеть любые трудности, если каждый неблагоприятный период времени превратить во Время надежды и веры.

Людмила ВАРШАВСКАЯ


Опубликовано: Ежедневная газета "Известия Казахстан", 26 января 2005 года, N 12/1041


Стpаницы: | 1 | 2 |

Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку
на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Counter CO.KZ: счетчик посещений страниц - бесплатно и на любой вкус © 2004-2022 Наум Шафер, Павлодар, Казахстан