Наум Шафер
Книги и работы
 Книги и работы << Н.Шафер. Дунаевский сегодня. << ...
Н.Шафер. Дунаевский сегодня. М.: Сов. композитор, 1988. — 184 с

Н.Шафер. Дунаевский сегодня.

Знаем ли мы Дунаевского?


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

Дунаевский никогда не ставил перед собой проблему, что важнее в песне - музыка или стихи? Он говорил, что они с Лебедевым-Кумачом не конкурируют и не отнимают лавров друг у друга. Музыка и стихи, с их точки зрения, должны взаимно "работать" друг на друга и дополнять друг друга.

На практике же случалось всякое. Не секрет, что Лебедеву-Кумачу иногда изменял вкус - он "терял" свою поэтическую непосредственность и оказывался в плену голой декларативности и легковесности. Вряд ли мужественная мелодия братьев Покрасс соответствовала лихому тексту Лебедева-Кумача о будущей войне: "Полетит самолет, застрочит пулемет, загрохочут железные танки". В начале войны поэт написал новый текст для "Песни о Родине". Там была такая строчка: "За нее мы кровь прольем с охотой" (?!). Семен Гудзенко по этому поводу записал в дневнике: "Какая суконная мертвая строка о крови свободных, гордых людей; Так писать - лучше промолчать"8.

К счастью, творческий почерк Лебедева-Кумача определяется не теми стихами, которые только что были процитированы. Поэт виртуозно владел искусством острой, блистательной строки. Лучшие его песни отличаются подлинной массовостью, они афористичны, обладают внутренним музыкальным зарядом - недаром их так высоко ценил Дунаевский. Восторгаясь стихами Лебедева-Кумача, Дунаевский порой был склонен рассматривать себя как скромного интерпретатора их. Это было благородно, но несправедливо. Музыка Дунаевского  р а с ш и р я л а  содержание песенных стихов Лебедева-Кумача и дарила им долголетие.

Конечно, сам композитор тоже не был застрахован от творческих неудач. Есть у него и песни бесцветные (например, "Комсомольский марш", стихи В. Гусева), есть и просто банальные по мелодическому рисунку (например, "Письмо в Кострому", стихи А. Суркова и Ц. Солодаря). Но речь сейчас идет о других песнях - о тех, которые катастрофически устарели именно по вине текстов. Михаил Матусовский, интенсивно сотрудничавший с Дунаевским в последние годы его жизни и создавший вместе с ним такие образцы песенной классики, как "Школьный вальс", "Не забывай", "Летите, голуби" и другие, после смерти композитора сделал попытку "спасти" несколько его пионерских песен и сочинил к ним новые стихи. Песни обрели вторую жизнь. Однако создание нового поэтического текста  б е з   у ч а с т и я   к о м п о з и т о р а  должно быть все-таки исключением, а не правилом... У Дунаевского был бравурный "Новогодний вальс", написанный в 1945 году на стихи Сергея Алымова и запечатлевший в музыке и словах незабываемую атмосферу первых послевоенных месяцев: он пронизан ликующим весельем долгожданных встреч с любимыми, в нем слышны отзвуки недавно отгремевших салютов Победы. М. Матусовский написал новые стихи под названием "Привет из Москвы", которые сами по себе не вызывают возражений, но которые к прежнему содержанию вальса не имеют даже отдаленного отношения. Думается, что эту, одну из лучших праздничных песен Дунаевского необходимо возродить в первоначальном виде.

Противоречия, однако, подстерегают нас на каждом шагу. С одной стороны, песни Дунаевского следует сохранять с первоначальными словами, с другой - это нередко противоречит здравому смыслу. В книге В. Викторова "Запевалы" приводится такой случай: польская медицинская сестра-монахиня плакала, слушая, как раненый советский солдат пел "Дальнюю сторожку" Дунаевского... Но плакала ли бы она, если бы понимала слова: "Заносит он молоток свой, волной вздымается грудь... Как солнце, орден сияет, идет старик с молотком"?... Глубок и благороден лирико-драматический подтекст "Дальней сторожки", но стихи Е. Долматовского заставляют слушателя воспринимать ее просто как песню о смелом путевом обходчике. Искрист и заразителен буйный оптимизм "Курортной песни", но стихи В. Волженина превращают ее просто в музыкальное приветствие для отдыхающих.

Каков же вывод?

Судьба многих песен Дунаевского так же драматична, как и судьба его оперетт. По-прежнему неувядаемы, свежи и ярки мелодии нашего композитора. Но не все стихи выдержали испытание временем. И даже в тех случаях, когда стихи хороши, музыка Дунаевского все равно "перешагивает" их границы. Но не всегда "перешагивает" слушатель: он подчас остается в пределах содержания текста. И это - еще одна причина, порождающая в нашем быту однобокие суждения о Дунаевском.


[Следующая]
Стpаницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку
на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Counter CO.KZ: счетчик посещений страниц - бесплатно и на любой вкус © 2004-2022 Наум Шафер, Павлодар, Казахстан